Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
210

ТВОРВНІЯ СВ. IOJLHHA 8ЛАТ0УСТАГ0.

тѣхъ, которымъ наносится позоръ, но и отъ тѣхъ, которыѳ наносягь его. Не говори мнѣ тѳперь ο внѣшнихъ законахъ, которые
214 женъ прѳлюбодѣйствующихъ влекутъ въ судилище и подвергаютъ
наказаніямъ, а мужей, которые имѣютъ женъ и развратничаютъ
съ служанками, оставляютъ безъ наказанія; я прочитаю тебѣ законъ Божій, который равно укоряѳтъ и жену и мужа и называетъ это дѣло прелюбодѣяніемъ. Сказавъ: и хаяждо (жена) своего мужа да имать, апостолъ присовокупилъ: женѣ мужъ должпую любовь (βδνοιαν) да воздаетъ (1 Кор. ѵп, 3 ) . Что хотѣлъ онъ

выразить этими словами? Неужѳли то, чтобы онъ сберегалъ ѳй
денежные доходы, чтобы хранилъ въ цѣлости приданое, чтобы
доставлялъ драгоцѣнныя одѳжды, или роскопшѣйшій столъ, или
блистательные выходы, или большую толпу слугъ? Что говоришь
ты? Какого требуешь ты рода любви? И это все служитъ знакомъ
любви. Нѣтъ, говоритъ апостолъ, ничего такого я не разумѣю,
но говорю ο цѣломудріи и чистотѣ. Тѣло мужа уже нѳ принадлеяситъ мужу, но женѣ. Пусть же онъ хранитъ въ цѣлости собственность ѳя, пусть не умѳньшаетъ и не повреждаѳтъ ѳя. Вѣдь
и изъ слугъ тотъ называѳтся прѳданнымъ, который, принявъ имущѳство господъ, ничего нѳ тратитъ изъ него. Поэтому, такъ какъ
тѣло мужа есть собственность жены, то пусть мужъ будетъ вѣренъ въ отношеніи къ этому залогу. Α что онъ дѣйствительно
разумѣлъ это, когда сказалъ* любовь да воздаетъ, для того онъ
присовокуігалъ: жена своимъ шѣломъ не владѣетъ, но мужъ: такожде и мужъ своимъ тѣломъ пе владѣетъ, но жена (1 Кор. ѵп, 4 ) .

Итакъ, когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую,
жаждущую твоего тѣла, то скажи ей: это тѣло не мое, но припадлежитъ моей женѣ, я не смѣю злоупотреблять имъ и отдать
его другой женщинѣ. Такъ пусть поступаетъ и жена. Въ этомъ
между ними совершенное равенство, хотя въ другихъ отношеніяхъ Павелъ отдаетъ большое преимущѳство мужу ц говоритъ
такъ: обаче и вы по единому, кійждо евою жену егще да любитъ
якоже и себе: α жена да богтся (ееоего) мужа (Бфес. ѵ, 8 3 ) , и еще:
мужъ глава есть жены, и еще: должна жена поеиповатшя муоюу

(Ефес. ѵ, 2 3 , 22); также въ ветхомъ завѣтѣ сказано: къ мужу
твоему обращеніе твое, и той тобою обладити будетъ (Быт. ш , 16).

Какъ же здѣсь онъ опредѣлилъ равную взаимность подчиненія и
господства? Въ самомъ дѣлѣ, сказать: жена свогшъ тѣломъ ке владѣетъ, по мужъ: такождеи мужъ своимъ тѣломъ не владѣетъ, но жена—

значитъ опредѣлить полное равенство. Какъ мужъ есть господинъ ея тѣла, такъ и жѳна—госпожа его тѣла. Почѳму жѳ онъ
опрѳдѣлилъ такоѳ равенство? Потому что тамъ необходимо прѳвосходство; а здѣсь, когда дѣло идетъ ο цѣломудріи и чистотѣ, то мужъ не