Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
208

ТВОРВДІЯ GB. ЮлЯНЛ 8ЛАТОУОТАГО.

скоро исправляютъ это, какъ можешь узнатьизъ примѣрадѣвицы,
жившей въ Іоппіи. Когда она лежала мертвою, то бѣдные, которыхъ она питала, стоя вокругъ нея и проливая слѳзы, воскресили ее и возвратили къ жизни (Дѣян. іх, 36—41). Столько молитва вдовъ и бѣдныхъ полезнѣе всякаго смѣха и ликованія!
Тамъ вѳселіѳ на одинъ день, а здѣсь—постоянная польза. Прѳдставь, какъ важно, когда невѣста, принявъ на своюголову столько
благословеній, входитъ въ домъ жениха. Какихъ это почтеннѣе
вѣнцовъ? Какого полѳзнѣе богатства? Между тѣмъ совершающееся
теперь бываетъ крайне безумно и безразсудно. Подлинно, ѳсли бы
даже никакое наказаніѳ и шдеакое мученіе не угрожало такъ безчинствующимъ, то представь, какое мученіе для новобрачныхъ
перѳносить столько срамныхъ словъ торжественно, въ слухъ
всѣхъ, отъ людѳй пьяныхъ и разстроѳнныхъ въ умѣ. Бѣдные, получая милостыню, благословляютъ и молятся ο поданіи множества благъ; а тѣ, послѣ пьянства и обжорства, бросаютъ на голову
новобрачныхъ всю грязь насмѣшекъ, соревнуя въ этомъ другъ
съ другомъ нѣкоторымъ діавольскимъ соревнованіемъ, и какъ
будто собрались враги, такъ близкіе къ нимъ состязаются другъ
съ другомъ, чтобы произносить ο вступающихъ въ бракъ слыханныя или неслыханныя колкости, подражая непріятелямъ; и это
состязаніе ихъ другъ съ другомъ заставляетъ жениха съ невѣстою
исіштывать чрезвычайный стыдъ.
Послѣ этого нужно ли намъ, скажи мнѣ, искать другого доказательства на то, что они дѣлаютъ и говорятъ это по внушѳнію
бѣсовъ, движущихъ души ихъ? Кто будетъ сомнѣваться, что по
внушеніго бѣсовъ, движущихъ души ихъ, и говорится и дЬлается
ш ш всс это? Никто, потому что таковы дары діавола: злословіе,
пьянство, омраченіе души. Если же кто считаетъ худымъ предзнаменованіемъ приводить вмѣсто того бѣдныхъ и станетъ называть это признакомъ несчастія, то пусть знаетъ, что кормить не
бѣдныхъ и вдовъ, а развратныхъ и олудницъ, есть предвѣстіе
всякой непріятности и безчисленныхъ золъ. Часто съ этого самаго дня блудница, уходя, похищала новобрачнаго отъ друзей въ
плѣиъ свой, погашала любовь его къ невѣстѣ, разрушала благорасположеніе, уничтожала привязанность, прежде чѣмъ она усилилась, и бросала сѣмена прелюбодѣянія. Если ужъ не чего-нибудь другого, то этого должны были бы страшиться отцы и запрещать шутамъ и плясунамъ присутствовать на. бракахъ. Бракъ
установленъ не для того, чтобы 191 распутствовали, нѳ для того,
чтобы предавались блудодѣяніго, но чтобы были цѣломудренными.
Послушай Павла, который говоритъ: но блудодѣянія ради кійаюдо
сеою жену да гшать,

и каяждо (жена) своего мужа да имать