Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ΠΑ СЛОВА: ВЛУДОДѢЯІПЯ РАДИ КІЙЖДО СПОЮ ЖКПУ ДА ИМАТЬ.

207

средствомъ своего безчѳстнаго торжества и внѣдряя развратныя
рѣчи въ душу невѣсты? Не отсюда ли столько послѣдующпхъ
золъ? Но отсюда ли пролюбодѣяніе и ревность? Но отсюда ли бездѣтство, вдовство π безвременное сиротство? Когда ты призываепіь
бѣсовъ такими пѣснями, когда нсиолняешь ихъ желанія срамными словами, когда вводіппь въ домъ шутовъ и развратниковъ
π составляешь цѣлое зрѣлище, когда наполняепіь домъ блудннцами и устрояешь у себя пиршество для всего сонма бѣеовъ, то
чего. скажи мнѣ, ожидаешь ты добраго? Зачѣмъ же н приглашаешь ты священниковъ, намѣреваясь на другой день совершать
такія дѣла? Хочешь ли показать гостепріимство, приносящѳе
пользу? ІІригласи сонмы бѣдныхъ. Но ты стыдишься и краснѣѳшь?
Что же хуже такого безразсудства, — вводя въ домъ діавола, не
считать этого дѣломъ постыднымъ, а Христа привести стыдиться?
Подлинно, какъ вмѣстѣ съ приходящпмп въ домъ бѣдными приходптъ Христосъ, такъ среди лпкующихъ тамъ шутовъ и развратниковъ ликуетъ діаволъ. И притомъ отъ этихъ издержекъ нѣтъ
никакой пользы, а напротивъ, происходптъ великій вредъ; а за
тѣ пздѳряски ты скоро получишь великую награду. Никто въ городѣ не дѣлалъ этого? Но начнн ты, постарайся быть пѳрвымъ
учредителемъ такого добраго обычая, чтобы и потомки припнсали
его тебѣ. Кто станѳтъ соревновать, кто будетъ подражать этому
обычаю, тотъ изъ внуковъ и правнуковъ на вопросъ желагощпхъ
знать скажетъ, что такой-то первый ввелъ этотъ прекрасныП законъ. Въ самомъ дѣлѣ, если на мірскихъ ристалищахъ, во вромя
пиршествъ, многіе воспѣваютъ тѣхъ, которые придали особенное
великолѣпіе этішъ безполезнымъ занятіямъ, то тѣмъ болѣо всѣ
будутъ превозносить это духовное занятіе н воздавать благодарность иервому, положившему такое дпвное начало; и однимъ п
тѣмъ же дѣломъ онъ сдѣлаетъ вмѣстѣи гостоирінмство и пользу
Хотя и другіе будуть совершать то же, но ты, которыП по.рвиіі
насадилъ это, нолучшиь воздаяпіе отъ этихъ илодовъ; чрозъ это
скоро ты сдѣласшься отцомъ, это и дѣтямі» нос.чужіітъ иъ нользу
и жениху съ невѣстою поможетъ достигнуть старости, иотому что
макъ грѣшникамъ Боіч> часто угрожасп>, говоря: будутъ чада
muta сироты и жены оаша вдовы (Исх. ххн, 24), такъ тѣмъ, кото-

рые во всемъ повинуются Ему, Онъ обѣщаетъ даровать мастптуи»
старость іі вмѣстѣ съ тѣмъ всѣ блага.
3. И отъ Павла можно слншаіъ, что множество грѣховь част >
производнло бсзвромоііную сморть. Сего /шдн, го»о|)іггь оігь, «ъ
ваеъ мнози немощни и недужливы и усыпаютъ дово.ти (1 Кор. хь

30). Α бѣдныс, іюлучая ироіштаіііо, но доиускаюгь смучііться пичему такому, но если случіггся что-нибудь неожидаішое, вссьма