Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
206 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. пусть поступаютъ п нынѣ вступающіе въ бракъ: пусть они имѣютъ
среди себя Христа. Но какъ, скажутъ, можетъ быть это? Чрезъ
священниковъ. Иже васъ пріемлетъ, сказалъ Господь, Мене пріем¬
летъ (Матѳ, х, 40). Итакъ, если ты отгонишь діавола, если устра¬
нишь блудныя пѣсни, развратные напѣвы, непристойныя пляски,
срамныя рѣчи, діавольскіе обряды, крикъ, необузданный смѣхъ
и прочія безчинства, а введешь святыхъ служителей Божіихъ,
то поистинѣ чрезъ нихъ будетъ присущъ и Христосъ съ своею
матерью и братьями. Иже бо аще сотворитъ волю Отца Моего, го¬
воритъ Онъ, той братъ Мой, и сестра, и мати есть (Матѳ, хи, 49).
Знаю, что для нѣкоторыхъ я кажусь тяжкимъ и несноснымъ,
внушая это и уничтожая древній обычай. Но объ этомъ я ни¬
сколько не безпокоюсь, потому цто не въ лести отъ васъ, а въ
пользѣ вашей я ішѣю нужду, не въ рукоплесканіяхъ и въ пох¬
валахъ, а въ преуспѣяніи и любомудріи. Пусть никто не гово¬
ритъ мнѣ, что таковъ обычай: гдѣ совершается грѣхъ, тамъ не
упоминай объ обычаѣ; но, если совершаемое дурно, то, хотя бы
п давній былъ обычай, оставь его; если же не дурно, то, хотя
бы и не было обычая, введи и насади его. А что такія безчин¬
ства не составляютъ древняго обычая, но суть нѣкоторыя ново¬
введенія, припомни, какъ Исаакъ вступилъ въ бракъ съ Ревек¬
кою и какъ Іаковъ — съ Рахилью. Писаніе упоминаетъ объ этихъ
бракахъ и говоритъ, какъ эти невѣсты были введены въ домы жени¬
ховъ, но не упоминаетъ ни о чемъ такомъ; они учреждали пир-
'-іі і шество и обѣдъ лучше обыкновеннаго и близкихъ приглашали на
бракъ, но не было тамъ ни флейтъ, ни свирѣлей, ни кимваловъ, ни
неистовыхъ плясокъ, ни прочихъ всѣхъ нынѣшнихъ безчинствъ.
А въ наше время поютъ пѣсни съ плясками въ честь Афродиты,
воспѣвая и прелюбодѣянія, и нарушеніе брака, и незаконную лю¬
бовь, и преступное кровосмѣшеніе, и много другихъ поютъ въ
этотъ день пѣсней, исполненныхъ нечестія и безстыдства, и послѣ
пьянства и такого безчинства съ срамными словами при всѣхъ
выводятъ невѣсту. Какъ же, скажи мнѣ, ты требуешь отъ нея цѣ¬
ломудрія, пріучая ее съ перваго дня брака къ такому безстыд¬
ству и распоряжаясь, чтобы предъ ея глазами совершалось и го¬
ворилось то, что непристойно слушать даже честнымъ невольни¬
камъ? Столько времени отецъ съ матерью старался охранять дѣ¬
вицу, чтобы она не говорила и не слышала другого говорящимъ
что-нибудь изъ такихъ рѣчей, устрояя и внутренніе покон, и
женскія отдѣленія, и стражу, и двери, и запоры, и вечернія про¬
гулки, и то. чтобы она не показывалась никому даже изъ близ¬
кихъ, и многое другое кромѣ этого; а ты своимъ приходомъ ни¬
спровергаешь все это въ одинъ день, дѣлая ее безстыдною по-