Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
204 ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОТОТАГО. рый былъ; притонъ медъ, будучи сваренъ, портится, а божествен¬
ныя изреченія, когда переварятся, тогда дѣлаются еще пріятнѣе
и полезнѣе какъ для тѣхъ, которые усвоили себѣ ихъ, такъ и
для многихъ другихъ. И кто слишкомъ много наслаждался тра¬
пезою чувственною, тотъ впослѣдствіи, отрыгая отъ этого, дѣлается
непріятнымъ имѣющему съ нимъ общеніе, а отрыгающій отъ ду¬
ховнаго ученія сообщаетъ ближнему великое благовоніе. Такъ
Давидъ, постоянно насыщавшійся этою пищею, говорилъ: отрыгну
сердце мое слово благо (Псал. хілѵ, 2), потому что можно отрыгать и
злое слово. Какъ при трапезѣ чувственной отъ свойства яствъ за¬
виситъ и качество отрыжки, такъ точно но свойству изреченій,
зоо какими питаются, производятъ и отрыжку многіе изъ людей. На¬
примѣръ, если ты пошелъ на зрѣлище и слушалъ блудныя пѣсни,
то такія же слова ты непремѣнно будешь изрыгать и предъ ближ¬
нимъ; если же ты, пришедши въ церковь, участвовалъ въ слу¬
шаніи духовныхъ изреченій, то и отрыгать будешь ими. Вотъ
почему и пророкъ говорилъ: отрыгну сердце мое слово благо, показы¬
вая намъ яства той трапезы, въ которой онъ постоянно участво¬
валъ. По тому же побужденію и Павелъ увѣщеваетъ такъ: всяко
слово гнило, говоритъ, да не исходитъ изъ устъ вашихъ: но точію
еже есть благо (Ефес. гѵ, 29). А какое, скажешь, слово гнило?
Если узнаешь благое, то узнаешь и гнилое, потому что первое онъ
выразилъ для различенія второго. А какое слово благо, объ этомъ
ты не имѣешь нужды спрашивать у меня, потому что самъ Павелъ
объяснилъ намъ его свойство. Сказавъ: точію еже есть благо, онъ
прибавилъ: къ созданію церкви,—выражая, что благо то слово, ко¬
торое назидаетъ ближняго. Поэтому какъ назидающее слово—благо,
такъ разрушающее—гнило и негодно. Такъ и ты, возлюбленный, если имѣешь сказать что-нибудь
такое, отъ чего слушающій можетъ сдѣлаться лучшимъ, то не
удерживай слова во время спасенія; а если не имѣешь ничего
такого, но только рѣчи порочныя и развратныя, то молчи, чтобы
не повредить ближнему. То слово гнилое, которое не назидаетъ
слушателя, но еще развращаетъ его. Если онъ заботится о добро¬
дѣтели, то часто побуждается къ гордости; если же былъ безза¬
ботенъ, то дѣлается еще нерадивѣе. Если ты имѣешь сказать
слово постыдное и смѣшное, то молчи, потому что и то слово —
гнило, которое дѣлаетъ болѣе разсѣянными и говорящаго и слу¬
шающаго и въ каждомъ воспламеняетъ порочныя пожеланія.
Какъ для огня составляютъ пищу дрова и хворостъ, такъ для
порочныхъ пожеланій—слова. Поэтому не должно непремѣнно
высказывать все, что мы имѣемъ въ умѣ; но должно стараться
Удалять и изъ самаго ума порочныя пожеланія и всякую постыд-