Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
202 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. ремѣшались бы между собою такъ, что мы не различили бы ни
начальника, ни подчиненнаго. Никто пусть не думаетъ, будто я
говорю это въ осужденіе священниковъ (по благодати Божіей,
зоо какъ п вы знаете, они показываютъ великую честность во всемъ
н никогда никому не подавали никакого повода къ ихъ осужде¬
нію), по говорю для того, чтобы вы знали, что, если бы даже вы
имѣли дурныхъ отцовъ н тягостныхъ учителей, и тогда не безо¬
пасно и не безвредно было бы для васъ хулить ихъ и злословить.
Если о родителяхъ тѣлесныхъ одинъ мудрый говоритъ: аще и ра¬
зумомъ оскудѣваетъ, прощеніе имѣй (Снрах. ш, 13),—такъ какъ
• чтб ты воздашь имъ за то, что они дали тебѣ?—то тѣмъ болѣе
должно соблюдать этотъ законъ въ отношеніи къ отцамъ духов¬
нымъ; и каждому должно осматривать и разбирать свою собствен¬
ную жизнь, чтобы намъ не услышать въ тотъ день: лицемѣре, что
видиши сучецъ, иже во оцѣ брата твоего, бервна же, еже есть во
оцѣ твоемъ, не чуеши (Матѳ, ѵп, 3)? Такъ, лицемѣрамъ свойственно
предъ народомъ и въ глазахъ всѣхъ цѣловать руки священиковъ,
касаться колѣнъ ихъ, просить помолиться за нихъ и, имѣя нужду
въ крещеніи, прибѣгать къ дверямъ ихъ, а дома и на площадяхъ
этихъ виновниковъ и служителей такихъ благъ для насъ осыпать
безчисленными злословіями, или сочувствовать другимъ злословя¬
щимъ. Если отецъ дѣйствительно не хорошъ, то почему ты считаешь
его достойнымъ вѣры служителемъ страшныхъ таинствъ? Если же
онъ кажется тебѣ достойнымъ вѣры служителемъ таинствъ, то для
чего ты допускаешь, чтобы другіе злословили его, не заграж¬
даешь ихъ уста, не выражаешь своего неудовольствія, не прихо¬
дишь въ негодованіе, чтобы получить великую награду отъ Бога
и похвалу отъ самихъ хулителей? Вѣдь они, хотя бы были тыся-
щекратно дерзкими, конечно будутъ хвалить и одобрять тебя за
твою заботливость объ отцахъ; напротивъ, если мы не будемъ дѣ¬
лать этого, всѣ станутъ осуждать насъ, даже и сами хулители.
Кромѣ того прискорбно еще и то, что мы и тамъ подвергнемся
крайнему осужденію. Подлинно, ничто такъ не вредитъ церквамъ,
какъ эта болѣзнь. Какъ тѣло, не надлежащимъ образомъ связан¬
ное покровомъ нервовъ, испытываетъ много болѣзней и дѣлаетъ
жизнь не въ жизнь, такъ и Церковь, не связанная крѣпкими и
нерасторжимыми узами любви, испытываетъ множество войнъ, уси¬
ливаетъ гнѣвъ Божій и подаетъ поводъ ко многимъ искушеніямъ.'
Чтобы этого не было, чтобы намъ не прогнѣвать Бога, не умно¬
жить нашихъ бѣдствій, не навлечь на себя неизбѣжнаго наказа¬
нія, и не наполнить нашей жизни многими горестями, обратимъ
языкъ нашъ къ благословенію, будемъ каждый день разбирать
нашу собственную жизнь и, предоставивъ судить о жизни дру-