Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
н& олова: цѣлуйте ПРИОКНЛЛУ И АКЯЛ7 П. 201 словившая брата, подверглась такоиу осужденію, то какая на¬
дежда на спасеніе намъ, когда мы каждый день осыпаемъ на¬
чальствующихъ безчисленными злословіями? Пусть никто не го¬
ворить мнѣ, что то былъ Моисей; вѣдь и я могу сказать, что то
была Маріамъ. Впрочемъ, чтобы ты ясно понялъ и то, что, хотя
бы священники даже подлежали осужденію, и тогда ты не имѣешь
права осуждать ихъ жизнь, послушай, что говоритъ Христосъ о
начальникахъ іудейскихъ: на Моисеевѣ сѣдалищи сѣдоша книж-
пицы и фарисее: вся убо, елика аще рекутъ вамъ дѣлать, дѣлайте, по
дѣломъ ихъ не творите (Матѳ, ххш, 2, 3). Что можетъ быть хуже
тѣхъ, ревность которыхъ губила учащихся у них,ъ? Однако, не
смотря на ѳто, Онъ не лишилъ ихъ достоинства, не сдѣлалъ пре¬
зрѣнными для подчиненныхъ: и весьма справедливо. Въ самомъ
дѣлѣ, если бы подчиненные получили такую власть, то мы уви¬
дѣли бы, какъ они всѣхъ лишили бы власти и свергли бы съ
сѣдалища. Вотъ почему и Павелъ, укоривъ іудейскаго первосвя¬
щенника, и сказавъ: Сити тя имать Богъ, стѣна повапленая: и ты
сѣдиши судя ми (Дѣян, ххш, 3), когда услышалъ слова нѣкото¬
рыхъ, останавливающихъ его: архіерею ли Бооюіяо досаждаешиі—
то, желая показать, какую должно воздавать честь и уваженіе
начальствующимъ, что сказалъ? — не вѣдахъ, яко архіерей Божій
есть (Дѣян, ххш, 4, 5). Вотъ почему и Давидъ, застигнувъ безза¬
коннаго Саула, дышавшаго убійствомъ и достойнаго тяжкаго на¬
казанія, не только пощадилъ жизнь его, но не позволилъ себѣ
даже произнести противъ него обиднаго слова, и, приводя при¬
чину этого, сказалъ: яко Христосъ Господень есть (1 Цар. ххгѵ 7).
И не отсюда только, но и изъ другихъ событій весьма ясно можно
видѣть, какъ далекъ долженъ быть подчиненный отъ того, чтобы
исправлять дѣла священниковъ. Такъ нѣкогда, при возвращеніи
кивота, когда нѣкоторые изъ подчиненныхъ, увидѣвъ его накло¬
нившимся и готовымъ упасть, поправили его, то подверглись на¬
казанію на томъ же самомъ мѣстѣ, будучи поражены Господомъ
и падши мертвыми. Между тѣмъ они не сдѣлали ничего худого;
они не наклонили кивота, а поправили, когда онъ наклонился и
готовъ былъ упасть. Но чтобы ты вполнѣ убѣдился въ достоин¬
ствѣ священниковъ и въ томъ, какъ непозволительно человѣку
подвластному и принадлежащему къ числу мірянъ исправлять
такія дѣла, Богъ умертвилъ ихъ среди множества народа, съ ве¬
ликою силою устрашая всѣхъ прочихъ и внушая никогда не при¬
ближаться къ недоступнымъ предметамъ священства. Въ самомъ
дѣлѣ, если бы каждый, подъ предлогомъ исправленія худо сдѣ¬
ланнаго, сталъ присвоятъ себѣ достоинство священства, то никогда
не было бы недостатка въ предлогахъ къ исправленію, и всѣ пе-