Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
на слова: цълуйте прискиллу н акнлг и. 199 мощно, теса ваша извертѣвше, дали бысте ми (Галат. іѵ, 15); и
Еиафродита, бывшаго у колоссяпъ, онъ хвалитъ за то же, когда
говоритъ: болѣ близъ смерти: но Богъ помилова его: не еюже токмо,
но и мене, да не скорбь на скорбь пріиму (Филіш. и, 27). Это
сказалъ онъ, выражая, что поистинѣ онъ скорбѣлъ бы о смерти
ученика. Также и добродѣтель его онъ открываетъ предъ всѣми
въ словахъ: зане даже до смерти приближися, презрѣвъ душу свою, 'да исполнитъ ваше лишеніе, службы иже ко мнѣ (Филин, п, 30) Кто можетъ быть блаженнѣе ихъ, и кто несчастнѣе насъ? Оші и
кровь и душу свою отдавали за учителей, а мы часто не рѣ¬
шаемся произнести и простого слова за общихъ отцовъ, но слыша, ,
какъ ихъ злословятъ, поносятъ и свои и чужіе, не заграждаемъ
устъ говорящимъ, не удерживаемъ, нс укоряемъ. О, если бы сами мы не были первыми ихъ (отцовъ) поносите¬
лями! Теперь даже отъ невѣрующихъ нельзя слышать такихъ
злословіе и порицаній, какія иротивъ начальствующихъ произно¬
сятся тѣми, которые, повидимому, принадлежатъ къ вѣрующимъ
и соединены съ нами. Нужно ли послѣ этого изслѣдовать, отчего
произошла такая безпечность и такое нерадѣніе о благочестіи,
когда мы такъ враждебно расположены къ нашимъ отцамъ? Нѣтъ,
подлинно нѣтъ ничего, что могло бы такъ разстроивать и разру¬
шать Церковь, или—лучше—нѣтъ ничего другого, что могло бы
такъ легко дѣлать это, какъ то, когда ученики съ учителями, и
дѣти съ отцами, и подчиненные съ начальниками не соединены
весьма тѣсно. Кто злословитъ брата, тотъ устраняется отъ чтенія 204
божественныхъ Писаній; вскую воспріемлеши завѣтъ мой усты тво¬
ими, і'оворитъ Богъ, и потомъ, приводя причину, прибавляетъ:
сѣдя на брата твоего клеветалъ еси (Псал. хых, 16—20); а ты,
осуждая духовнаго отца, считаешь себя достойнымъ входить въ
священное преддверіе? Съ чѣмъ это сообразно? Если злословящіе
отца или мать наказываются смертію (Исх. ххі, 17), то какого до¬
стоинъ будетъ наказанія дерзающій злословить того, кто необхо¬
димѣе и важнѣе родителей? И онъ не страшится, чтобы земля,
разверзшись, совершенно нс поглотила его, или молнія, ниспадши
свыше, не сожгла хульный языкъ его? Развѣ не слышалъ ты,
что потерпѣла сестра Моисея, когда стала говорить противъ
начальника, какъ она сдѣлалась нечистою, подверглась про¬
казѣ, испытала крайнее безчестіе, и, на смотря на то, что
братъ ея молился и припадалъ къ Богу, не получила прощенія? А между тѣмъ она положила (при рѣкѣ) этого святого, заботи¬
лась объ его воспитаніи, вначалѣ содѣйствовала тому, чтобы мать
сдѣлалась его кормилицею и чтобы дитя не было воспитано на
рукдхъ иноплеменниковъ, а впослѣдствіи предводительствовала