Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕШЯ СВ. ІОАННА 8ЛЛТОУСТАГО

194

ставляя имъ въ изобиліи; а когда падлежало пмъ показать и
собственное мужество, то Ояъ нѣсколько сократилъ свою благодать, заповѣдавъ имъ совершать многое и собственными силами.
Поэтому-то, когда они не имѣли ни сапоговъ, ни пояса, ни посоха, ни мѣди, то не терпѣли ни въ чемъ недостатка: еда чесого,
говоритъ Онъ, лишени бысте? Они же, отвѣчая, рѣша: ничесоже. Α

когда Онъ заповѣдалъ имъ имѣть π влагалище, и мѣхъ, и саиоги, то они оказываются и алчущими, и жаждущими, и наготующими. Отсюда видно, что часто Онъ попускалъ имъ и подвергаться опасностямъ, и терпѣть бѣдствія, чтобы они заслужили
какую-нибудь награду. Такъ и птицы поступаютъ съ своимп
птенцами: пока у тѣхъ перья нѣжныя, онѣ, сидя на гнѣздѣ, согрѣваютъ ихъ; а когда увидятъ, что они оперились и могутъ разсѣкать воздухъ, то сначала пріучаготъ ихъ летать около самаго
гнѣзда, а потомъ ведутъ и далѣѳ, сначала слѣдуя за ними и
иоддержігеая ихъ, а послѣ того предоставляя ихъ собственнымъ
ихъ силам . Такъ постуиилъ и Христосъ, воспитывая учѳниковъ
въ Палестинѣ, какъ бы въ гнѣздѣ; когда же научилъ ихъ летать
ири Себѣ и подъ Своимъ руководствомъ, то наконецъ пустилъ
ихъ летѣть по вселенной, заиовѣдавъ имъ во многихъ случаяхъ
паходить помощь въ самихъ себѣ. Α что это справѳдливо и что
для того, дабы они узнали Его силу, Онъ лишилъ ихъ всего, послалъ ихъ въ одной одеждѣ и повелѣлъ идти безъ сапоговъ, это
мы ясно увидимъ, выслушавъ самую рѣчь Его. Онъ не просто
сказалъ имъ: возьмите влагалище и мѣхъ, но напомнилъ ішъ ο
ъ

прежнемъ, сказавъ такъ: егда послахъ ви безъ влагалища и мѣха,

еда чесо?о лишени бысте? Т. е. не все ли было у васъ б езъ всякаг
педостатка, не пользовались лн вы великимъ изобиліемъ? Α тенерь Я желаю, чтобы вы и сами подвизались, желаю, чтобы вы
испытали и бѣдность. Поэтому уже не подчиняю васъ требованію
прежняго закона, но иозволяю имѣть и влагалище, и мѣхъ, чтобы
іюо ие нодумали, что Я дѣйствую чрезъ васъ, какъ чрезъ бездушныя
орудія, но чтобы и вы могли иоказать собствѳнное любомудріе.
3. Что же, скажешь, развѣ не болыыая обнаруяшлась бы благодать, еслп бы они тюстоянно такъ жили? Но въ такомъ случаѣ
они не сдѣлались бы столь славными, потому что ѳсли бы они не
нснытали нпкакой скорби, ші бѣдности, яи гонѳнія, ни притѣснеиія, то ирояѵііли бы въ бездѣйствіи и безпечности; а теперь Христосъ благоволилъ, чтобы не благодать только просіяла, но обнаружилась и доблесть учениковъ, дабы впослѣдствіи кто-нибудь це
сталъ говорить, что они не привнесли ничего отъ себя самихъ, но
все совершнлось ио мановенію Божію. Конечно, Богъ могъ до
копца сохранить ихъ при такомъ изобиліи, ио Онъ не восхотѣлъ