Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
193

нл словл: ЦѢЛУЙТЕ ПРИСКИЛЛУ И АКИЛУ П.

одно и то жѳ—совѣтовать и давать законъ. Кто даѳтъ законъ,
тотъ жѳлаѳтъ, чтобы прѳдписанноѳ непремѣнно было исполняемо;
а кто совѣтуѳтъ и увѣщеваетъ и прѳдставляетъ на волю слушающаго избрать το, ο чѳмъ говоритъ, тотъ дѣлаетъ слушателя
властнымъ принять и нѳ принять. Поэтому Онъ не просто сказалъ: иди, продаждь имѣніе твое, чтобы ты не считалъ этихъ
словъ закономъ, а какъ? аще хощеши совершенъ бытщ иди, проЪаждь ъштьніе твое, дабы ты зналъ, что это дѣло зависитъ отъ
воли слушающихъ.
Итакъ, что та заповѣдь дана была однимъ апостоламъ, ясно
видно отсюда; но разрѣшенія вопроса мы еще не нашли. Въ самомъ дѣлѣ, если и однимъ имъ это было поставлено въ законъ, то
почему они, получивъ заповѣдь не имѣть ни сапоговъ, ни двухъ
одѳждъ, оказываются имѣющими: одинъ—сапоги а другой—и фелонь? Что сказать на это? То, что и ихъ Христосъ не навсегда
подчинилъ этому требованію закона, но, намѣреваясь идти на
спаситѳльную смерть, Онъ освободилъ ихъ отъ этого закона. Откуда это видно? Изъ самыхъ словъ Спаситѳля. Когда Онъ готовился идтина страданіе, то, призвавъ ихъ, сказалъ: егда послахъ
вы безъ влагалища и безъ мѣха, еда чесого лигиепи бисте? Они же,
отвѣчая, рѣша: ничееоже. Рече же имъ: по нынѣ, иже имать влагалище, да возметъ, такожде и мѣхъ: α иже пе имать, да продаетъ
ризу свою и купитъ ножъ (Лук. ххп, 3 5 , 36). Но, можетъ бьпъ, кто-

нибудь скажѳтъ: апостоловъ ты дѣйствительно оправдалъ этими
словами; но теперь требуется объяснить, почему Христосъ давалъ
противоположныя заповѣди, то говоря: не стяжите мѣха то повеу

лѣвая: гсже имать влагалище, да возметъ, такожде и мѣхъ? По-

чему ж е Онъ такъ поступилъ? Согласно съ Его премудростью и
попечительностью объ ученикахъ. Вначалѣ. Онъ заповѣдалъ
имъ первое, чтобы они самымъ дѣломъ и опытомъ узнали силу
Его, и, узнавъ, смѣло пошли потомъ по всей вселенной. Когда же
они достаточно узнали силу Его, то Онъ хотѣлъ, чтобы они показали и собственную свою доблесть, не хотѣлъ до кояца пѣстовать ихъ, но часто дозволялъ и попускалъ впадать имъ и въ
искушѳнія, чтобы они не оставались навсегда безъ упражненія.
Какъ учители плаванія сначала, подложивъ свои руки, съ великою тщатѳльностію поддерживаютъ своихъ учениковъ, а спустя
одинъ, два или три дня, часто, отнявъ свою руку, приказываютъ
имъ самимъ поддерживать себя, а иногда попускаютъ иш> и немного погружаться и хлебнуть нѳ мало воды, такъ точно и Х р и стосъ поступилъ съ учениками. Вначалѣ и при первыхъ шагахъ
Одъ не попустялъ имъ потерпѣть ни малаго, ни великаго, но
вездѣ былъ присущъ имъ, ограждая и охраняя ихъ и все предоГВОРХШЯ ОВ. ІОАШІА 8ЛАТОУСТАГ0.

13