Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
192

ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО.

осуждать насъ, то Христосъ кажется тебѣ достойнымъ вѣры законодатедемъ; а когда нужно покланяться и удивляться Ему, то
не оказываешь никакого уваженія къ общему Владыкѣ вселенной.
2. Но, чтобы они не подумали, будто мы говоримъ это по невозможности защищаться, пристушшъ къ самому рѣшенію вопроса. Какое же будетъ рѣшеніе? Для этого нуяшо посмотрѣть,
кому, и когда, и почему Христосъ заповѣдалъ это. Въ самонъ
дѣлѣ, не только сакыя сказанвыя слова надобно разсматривать,
до и лицѳ, и время, и причину, и все это доляшо тщательно
изслѣдовать. Разсматривая внимательно, мы вайдемъ, что это заповѣдано было не всѣмъ, но "однимъ апостоламъ, и имъ не на198 всегда, но на нѣкоторое опредѣленное время. Откуда это видно?
Изъ самыхъ словъ (Господа). Призвавъ двѣнадцать учениковъ,
Онъ сказалъ имъ: на путь языкъ не идите, и во градъ самаряпскій
пе внидите. Идите же паче ко овцамъ погибшьшъ дому Исраилева.
Болящия исцѣляйте, прокажеппыя очищайте, бѣсы шгопяйте: тупе
пріясте, тупе дадгте: пе етяжите злата, ни сребра, пи мѣди при

поясѣхъ вашиосъ (Матѳ. х, 5—9). Посмотри на мудрость Учителя,
какъ Онъ сдѣлалъ заповѣдь легкою. Сначала сказалъ Онъ: болящыя исцѣляйте, прокаженныя очищайте, бѣсы изгоняйте и щедро

даровалъ имъ свою благодатгі, а потомъ заповѣдалъ это, обиліенъ
знаменій дѣлая дегкою и удобною эту бѣдность. Но не отсюда
только видно, что ЮАЪ одвинъ была дана указанная заповѣдь, но
и изъ мдогаго другого. Такъ тѣхъ дѣвъ Господь наказалъ за то,
что онѣ не имѣли елея въ свѣтильникахъ своихъ (Матѳ. ххѵ,
1—9); и другихъ Онъ осуждаетъ за то, что они видѣли Его алчущимъ—и не напитали, видѣли ясаждущимъ—и не напоили (Матѳ.
ххѵ, 41). Α у кого нѣтъ ни мѣди, ни сапоговъ, а одна только
одежда, тому какъ возможно было бы напитать другого, какъ
одѣть нагого, какъ ввести въ домъ бѳзпріютнаго? Кромѣ этого,
то же самое будетъ ясно видво и изъ другого случая. Когда нѣкто подошѳлъ и сказалъ: учителю, что сотворю, да илшмъ животъ

вѣчный, и когда Христосъ перечислилъ всѣ заповѣди закона, а
тотъ, продолжая спрапшвать, говорилъ: вся сія сохрапиосъ отъ юности моея: что есмь еще пе докончалъ,—то Онъ сказалъ ему: агив хощеши совергиенъ быти, иди, продаждь имѣніе теое, и даждь нищымъ,

и гряди вслѣдъ Мепе (Матѳ. хіх, 16—21). Если бы бѣдность была
закономъ и повелѣніемъ, то надлежало бы съ самаго начала сказать это, и постановить закономъ и предписать въ видѣ повелѣнія, а не выскааывать въ видѣ совѣта и увѣщанія. Въ самомъ
дѣлѣ, когда Онъ говоритъ: пе стяжите злата, пи сребра, то говоритъ какъ повелѣвающій; а когда говоритъ: аще хощеши соеергиенъ бытн, то говоритъ, какъ совѣтующій и увѣщевающій. Α нс