Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО 2-В ОБЪ АКЕЛѢ И ПРИСКИЛЛѢ п.

191

няго чаеа и алчемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, и стражЫжь (1 Кор.
іѵ, 11). Но въ то вреия какъ я говорилъ, мнѣ пришло на мысль
нѣчто, заслуживающее изслѣдованія, ο чемъ и необходимо сказать тѳперь. Что же это такое? Я говорилъ, что и видъ апостоль- ш
скихъ одеждъ доставляетъ намъ великую пользу; но мѳжду тѣмъ
какъ я говорилъ объ этомъ, мнѣ пришелъ на мысль законъ, который далъ Христосъ апостоламъ и который говоритъ: пе стяжите злата, ни сребра, пи мѣди при поясѣхъ вашиосъ, пи сапогъ,

ни жезла въ путь (Матѳ. х, 9, 10); а между тѣмъ оказывается, что
Пѳтръ ииѣлъ сапоги. Такъ, когда ангелъ пробудилъ его отъ сна
и выводилъ изъ темницы, то сказалъ ему: вступи въ плеспицы
твоя и облецыся въ ризу твою, и послѣдствуй ми (Дѣян. хи, 8 ) . И

Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею говоритъ: фелонь, егоже оспіавихъ
въ Троадгь у Карпа,

грядий принеси, и книги, пане же кожапыя

(2 Тим. іѵ, 18). Что говоршпь ты? Христосъ заповѣдалъ не имѣть
и сапоговъ, а ты имѣѳшь и фелонь, а у другого есть и сапоги?
Бсди бы это были люди обыкновѳнные и не всегда повиновавшіеся Учителю, то здѣсь не было бы и вопроса; но такъ какъ
они прѳдали Бму души свои, были верховными и пѳрвыми изъ
учениковъ и во всемъ повиновались Христу, а Павелъ не только
исполнялъ заповѣданное, но и восходилъ выше назначенпыхъ
предѣловъ, и тогда какъ Христосъ заповѣдалъ жить отъ благовѣстія, онъ ясилъ трудами рукъ своихъ и такимъ образомъ дѣлалъ нѣчто болыпе заповѣданнаго, то дѣйствительно достойно
изслѣдованія, почему они, во всѳмъ повинуясь Христу, въ зтомъ
случаѣ повидимому нарушаютъ законъ Его? Нѣтъ, ояи не парушаютъ ѳго. Рѣчь объ этомъ будетъ намъ полезяа не только для
оправданія тѣхъ святыхъ, но и для загражденія устъ язычникамъ. Многіе, разоряющіе домы вдовицъ, лишающіе одежды снротъ, присвояющіе имущество всѣхъ, по вастроенію своему нисколько нѳ лучшіе волковъ, живущіе чужими трудами, — видя
иногда нѣкоторыхъ изъ вѣрныхъ по болѣзни тѣлесной одѣтыми
въ нѣсколько одеждъ, тотчасъ указываютъ намъ ва законъ Христовъ
и говорятъ такія слова: не заповѣдалъ ли вамъ Христосъ не
имѣть двухъ одеждъ, ни сапоговъ? Какъ жѳ вы нарушаете иостановленный на это законъ? И потомъ, сильно посмѣявшпсь ІІ
похохотавши, и наругавшись надъ братомъ, уходятъ. Поэтому,
чтобы этого не было, обуздаѳмъ тѳперь и ихъ безстыдство. Конечно, можно было бы избавиться отъ вихъ, сказавъ только слѣдующее. Что же именно? Вотъ что: если ты считаешь Христа достойнымъ вѣры, то справедливо представляешь это и сирашиваешь у насъ; ѳсли же ты не вѣришь Ему, то для чѳго указываѳшь на законы Его? На самомъ же дѣлѣ, когда ты хочешь