Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
С Л Ο Β Ο

2-е

объ Акилѣ и Прискиллѣ и ο томъ, что не должно худо говорить
ο священникахъ Божіихъ.
195

ι. Убѣдились ли вы, что не должно считать излишнимъ ничего изъ находящагося въ божественномъ Писаніи? Научились
ли тщательно изслѣдывать и надписи, и имѳна, и простыя привѣтствія, написанныя въ божественныхъ изреченіяхъ? Я думаю,
что уже никто изъ трудолюбивыхъ нѳ позволитъ себѣ пропустить
безъ вниманія какія-нибудь слова, помѣщенныя въ Писаніяхъ, будетъ ли то пѳрѳчисленіе именъ, или счѳтъ лѣтъ, или простое
кому-нибудь привѣтствіе. Впрочѳмъ, ^обы это убѣждевіе было
тверже, займемся и сегодня остальною частію привѣтствія Прискиллѣ и Акилѣ. Самое вступленіе къ нѳму доставило намъ не
мало пользы. Оно научило насъ, какоѳ добро — трудъ, и какое
зло — ираздность, и какова была душа Павла, какъ бдительна и
заботлива, оказывая вѳликое попеченіе нѳ только ο городахъ, племенахъ и народахъ, но и ο каждомъ отдѣльно вѣрующемъ. Оно
показало, что бѣдность нисколько нѳ служитъ прѳпятствіемъ къ
гостепріимству, что вездѣ нужны нѳ богатство и деньги, но добродѣтель и благочестивое расположеніе души, и что славнѣе
всѣхъ люди, имѣющіѳ страхъ Божій, хотя бы они были доведены
до крайяей бѣдности. Такъ Прискиллу и Акилу, скинотворцевъ
и ремесленниковъ, притомъ жившихъ въ бѣдности, ны теперь
ублаясаемъ больше всѣхъ царей; облеченные почестями и властію
і«эп проходятся молчаніемъ, а скинотворецъ съ женою прославляются
во всей вселеняой. Если же здѣсь они пользуются такою славою,
то, представь, какихъ воздаяній и вѣнцовъ удостоятся они въ
тотъ день (послѣдняго суда); но и прежде того дня не мало и
удовольствія, и пользы, и славы получили они, проживъ столько
времеви вмѣстѣ съ Павломъ. Какъ я говорилъ прежде, такъ и
теперь скажу и не перестану говорить, что не только ученіе, или
увѣщаніе и совѣтъ, но и самый видъ святыхъ доставлялъ много
удовольствія и пользы, и даже самое употребленіе одеждъ и самый родъ обуви. Подлинно, много пользы происходитъ для нашей
жизни отъ того, чтобы звать, въ какой мѣрѣ они пользовались
необходимымъ. Они нѳ только не выходили изъ предѣловъ нужды,
но иногда не пользовались и всѣмъ самымъ пеобходимымъ, а
жили и въ голодѣ, и въ ясаждѣ, и въ наготѣ. Такъ Павелъ, заповѣдуя ученикамъ, говорнлъ: гшѣюще пищу и одѣяніе, сими доволни будемъ (1 Тим. ѵі, 8); а ο свбѣ самомъ говоритъ: до нынѣш-