Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО 2-В ОБЪ АКИЛѢ и ПРИСКИЛЛѢ п. 191 няго часа и алчемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, и страждемъ (1 Кор.
іѵ, іі). Но въ то время какъ я говорилъ, мнѣ пришло на мысль
нѣчто, заслуживающее изслѣдованія, о чемъ и необходимо ска¬
зать теперь. Что же это такое? Я говорилъ, что и видъ апостоль- і#“
скихъ одеждъ доставляетъ намъ великую пользу; но между тѣмъ
какъ я говорилъ объ этомъ, мнѣ пришелъ на мысль законъ, ко¬
торый далъ Христосъ апостоламъ и который говоритъ: не стя-
жите злата, ни сребра, ни мѣди при поясѣхъ вашихъ, ни сапогъ,
пи жезла въ путь (Матѳ, х, 9, 10); а между тѣмъ оказывается, что
Петръ имѣлъ сапоги. Такъ, когда ангелъ пробудилъ его отъ сна
и выводилъ изъ темницы, то сказалъ ему: вступи въ плесницы
твоя и облецися въ ризу твою, и послѣдствуй ми (Дѣян, хіі, Ѳ). И
Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею говоритъ: фелонь, егоже оставихъ
въ Троадѣ у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя
(2 Тим. іѵ, 13). Что говоришь ты? Христосъ заповѣдалъ не имѣть
и сапоговъ, а ты имѣешь и фелонь, а у другого есть и сапоги?
Если бы это были люди обыкновенные и не всегда повиновав¬
шіеся Учителю, то здѣсь не было бы и вопроса; но такъ какъ
они предали Ему души свои, были верховными и первыми изъ
учениковъ и во всемъ повиновались Христу, а Павелъ не только
исполнялъ заповѣданное, но и восходилъ выше назначенныхъ
предѣловъ, и тогда какъ Христосъ заповѣдалъ жить отъ благо¬
вѣстія, онъ жилъ трудами рукъ своихъ и такимъ образомъ дѣ¬
лалъ нѣчто больше заповѣданнаго, то дѣйствительно достойно
изслѣдованія, почему они, во всемъ повинуясь Христу, въ атомъ
случаѣ невидимому нарушаютъ законъ Его? Нѣтъ, они не нару¬
шаютъ его. Рѣчь объ этомъ будетъ намъ полезна не только для
оправданія тѣхъ святыхъ, но и для загражденія устъ язычни¬
камъ. Многіе, разоряющіе домы вдовицъ, лишающіе одежды си¬
ротъ, присвояющіе имущество всѣхъ, по настроенію своему ни¬
сколько не лучшіе волковъ, живущіе чужими трудами, — видя
иногда нѣкоторыхъ изъ вѣрныхъ по болѣзни тѣлесной одѣтыми
въ нѣсколько одеждъ, тотчасъ указываютъ намъ на законъ Христовъ
и говорятъ такія слова: не заповѣдалъ ли вамъ Христосъ не
имѣть двухъ одеждъ, ни сапоговъ? Какъ же вы нарушаете по¬
становленный на это законъ? И потомъ, сильно посмѣявшись и
похохотавши, и наругавшись надъ братомъ, уходятъ. Поэтому,
чтобы этого не было, обуздаемъ теперь и ихъ безстыдство. Ко¬
нечно, можно было бы избавиться отъ нихъ, сказавъ только слѣ¬
дующее. Что же именно? Вотъ что: если ты считаешь Христа до¬
стойнымъ вѣры, то справедливо представляешь это и спраши¬
ваешь у насъ; если же ты не вѣришь Ему, то для чего указы¬
ваешь на законы Его? На самомъ же дѣлѣ, когда ты хочешь