Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
188

ТВОРВНІЯ

ОВ. ІОАННА

8ЛАТ0У0ТАГ0.

нашей природы. Если бы праздность была добромъ, то все произращала бы земля незасѣянная и невоздѣланная; но она не производитъ ничего такого. Нѣкогда Богъ повелѣлъ ей произвести все
безъ воздѣланія, но теперь не дѣлаетъ такъ, а заповѣдалъ людямъ
и запрягать воловъ, и влачить плугъ, и проводить борозду, и бросать сѣмена, и многими другими способами ухаживать и за виноградною лозою, и за деревьями, и за сѣменами, чтобы занятіе работою отклоняло душу работающихъ отъ всякаго зла. Вначалѣ,
чтобы показать Свою силу, Онъ устроилъ такъ, что всѳ произошло
безъ нашихъ трудовъ: да произраститъ демля биліе травное, ска-

залъ Онъ (Быт. і, 11), и тотчасъ всѳ зацвѣло; но послѣ нѳ такъ,
но повелѣлъ, чтобы зенля произращала при помощи и напшхъ
трудовъ, дабы ты зналъ, что Онъ ввелъ трудъ для нашей пользы
и пашего блага. Хотя наказаніемъ и мученіемъ кажутся слова:
въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой (Быт. ш, 19), но на саісомъ

дѣлѣ они—нѣкоторое внушеніе и вразумленіѳ и врачество противъ
ранъ, происшедшстхъ отъ грѣха. Поэтому и Павелъ непрестанно
работалъ, не только днемъ, но даже и ночью. Это возвѣщаетъ онъ,
догда говорить: нощь бо и день дѣлающе, да пе отяготгшъ ни еди-

наго отъ васъ (1 Сол. п, 9 ) . И не для удовольствія только и душевнаго отдыха онъ занимался работою, какъ дѣлаютъ многіе изъ
братій, но прилагалъ такое усердіе къ труду, что могъ помогать
и другимъ. Требованію моему, говоритъ онъ, и еущымъ со мпою по-

служистѣ руцѣ сіи (Дѣян. хх, 34). Человѣкъ, повелѣвавшій бѣсами, бывшій учителемъ вселенной, которому ввѣрено былопопечвніе ο всѣхъ живущихъ на землѣ, который съ вѳликить усердіемъ заботился ο всѣхъ церквахъ, находящихся подъ сотацемъ,
ο племенахъ, народахъ и городахъ, работалъ дель и ночь и нимало не отдыхалъ отъ этихъ трудовъ; а мы, нѳ имѣющіе и малѣйшей части заботъ его, или даже вѳ могущіе и представить ихъ
въ умѣ своемъ, проводимъ жизнь постоянно въ праздностн. Какое же будемъ мы имѣть оправданіе, скажи мнѣ, или какоеπροщеніе? Оттого всякаго рода зло вошло въ жизнь, что многіе считаютъ величайшимъ достоинствомъ — не заниматься своими ремеслами и крайнимъ позоромъ—показаться свѣдущимъ въ чемънибудь подобномъ. Α Павелъ не стыдился въ одно и то же время
дерясать ножъ въ рукахъ и сшивать кожи, и бесѣдовать съ людыш,
находящимися въ почестяхъ, но даже хвалился зтимъ, когда приходпли къ нѳму тысячи славныхъ и знамѳнитыхъ людей; и не
только нѳ стыдился дѣлать это, нб и въ своихъ посланіяхъ, какъ
бы на мѣдномъ столбѣ, объявлялъ ο своемъ ремеслѣ. Такъ, чему
онъ вначалѣ научился, тѣмъ занимался и впослѣдствіи, и послѣ
того, какъ восхищенъ былъ до третьяго неба, послѣ того, какъ пѳ-