Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
188 ТВ0РВН1Я СВ. ІОАННА ЗЛАТОУОТАГО. нашей природы. Если бы праздность была добромъ, то все про-
изращала бы земля незасѣянная и невоздѣланная; но она не произ¬
водитъ ничего такого. Нѣкогда Богъ повелѣлъ ей произвести все
безъ воздѣланія, но теперь не дѣлаетъ такъ, а заповѣдалъ людямъ
и запрягать воловъ, и влачить плугъ, и проводить борозду, и бро¬
сать сѣмена, и многими другими способами ухаживать и за вино¬
градною лозою, и за деревьями, и за сѣменами, чтобы занятіе ра¬
ботою отклоняло душу работающихъ отъ всякаго зла. Вначалѣ,
чтобы показать Свою силу, Онъ устроилъ такъ, что все произошло
безъ нашихъ трудовъ: да произраститъ Земля быліе травное, ска¬
залъ Онъ (Быт. г, 11), и тотчасъ все зацвѣло; но послѣ не такъ,
но повелѣлъ, чтобы земля произращала при помощи и нашихъ
трудовъ, дабы ты зналъ, что Онъ ввелъ трудъ для нашей пользы
и пашего блага. Хотя наказаніемъ и мученіемъ кажутся слова:
въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой (Быт. ш, 19), но на самомъ
дѣлѣ они—нѣкоторое внушеніе и вразумленіе и врачество противъ
ранъ, происшедшихъ отъ грѣха. Поэтому и Павелъ непрестанно
работалъ, не только днемъ, но даже и ночью. Это возвѣщаетъ онъ,
когда говоритъ: нощь бо и день дѣлающе, да не отяготимъ ни еди¬
ной отъ васъ (1 Сол. п, 9). И не для удовольствія только и ду¬
шевнаго отдыха онъ занимался работою, какъ дѣлаютъ многіе изъ
братій, но прилагалъ такое усердіе къ труду, что могъ помогать
и другимъ. Требованію моему, говоритъ онъ, и сущимъ со мною по-
слуокистѣ руцѣ сіи (Дѣян, хх, 84). Человѣкъ, повелѣвавшій бѣ¬
сами, бывшій учителемъ вселенной, которому ввѣрено было попе¬
ченіе о всѣхъ живущихъ на землѣ, который съ велики гь усер¬
діемъ заботился о всѣхъ церквахъ, находящихся подъ со ищемъ,
о племенахъ, народахъ и городахъ, работалъ дель и ночь и ни¬
мало не отдыхалъ отъ этихъ трудовъ; а мы, не имѣющіе и малѣй¬
шей части заботъ его, или даже не могущіе и представить ихъ
въ умѣ своемъ, проводимъ жизнь постоянно въ праздности. Ка¬
кое же будемъ мы имѣть оправданіе, скажи мнѣ, или какое про¬
щеніе? Оттого всякаго рода зло вошло въ жизнь, что многіе счи¬
таютъ величайшимъ достоинствомъ — не заниматься своими ре¬
меслами и крайнимъ позоромъ—показаться свѣдущимъ въ чемъ-
нибудь подобномъ. А Павелъ не стыдился въ одно и то же время
держать ножъ въ рукахъ и сшивать кожи, и бесѣдовать съ людьми,
находящимися въ почестяхъ, но даже хвалился этимъ, когда при¬
ходили къ нему тысячи славныхъ и знаменитыхъ людей; и не
только не стыдился дѣлать это, нб и въ своихъ посланіяхъ, какъ
бы на мѣдномъ столбѣ, объявлялъ о своемъ ремеслѣ. Такъ, чему
онъ вначалѣ научился, тѣмъ занимался и впослѣдствіи, и послѣ
того, какъ восхищенъ былъ до третьяго неба, послѣ того, какъ пе-