Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА: ЦѢЛУЙТЕ ПРИСКИЛЛУ И АКЯЛЛУ И ПРОЧ. I.

185

они были достойны Павла, то достойны и ангѳловъ. Эту хижину
я смѣло могъ бы назвать и небомъ и церковіго, потому что гдѣ
былъ Павелъ, тамъ былъ Христосъ: искушенія лщ говоритъ онъ,
ищете глаголющаго во мпѣ Христа (2 Кор. хга, 3 ) , а гдѣ былъ Хри-

стосъ, танъ постоянно привитали и ангелы.
Бсли же они и прѳжде оказаллсь достойными служенія Павлу,
то представь, какими сдѣлались они, проживъ вмѣстѣ съ нимъ
два года, наблюдая и видъ ѳго, и походку, и взоръ, и родъ одежды,
и входы, и исходы, и все прочее. У святыхъ не одни только слова,
наставленія и увѣщанія, но и весь вообще образъ жизни бываетъ
для внимательныхъ достаточнымъ урокомъ любомудрія. Представь, каково было ввдѣть Павла, когда онъ совѳршалъ вечерго,
обличалъ, утѣшалъ, молился, плакалъ, выходилъ и входилъ. Е С Л І І
мы, имѣя только четырнадцать посланій его, яосимъ ихъ по всей
вселѳнной, то тѣ, которыѳ имѣли у себя самый источникъ пославій, языкъ вселенной, свѣтъ цѳрквей, основаніе вѣры, столпъ
и утверждѳніе пстины, какими не ногли сдѣлаться, живя вмѣстѣ
съ такимъ ангеломъ? Если одежды его были страшны для бѣсовъ
и имѣли столь великую силу, то сояштельство съ шшъ какой не
могло привлечь благодати Духа? Видѣть одръ Павла, постѳль его,
обувь его,—недостаточнымъ ли это было для нихъ побужденіемъ
къ постоянному сокрушеніго? Если бѣсы, видя одѳжды его, трепетали, то тѣмъ болѣе вѣрные и жившіе вмѣстѣ съ нимъ сокрушались, видя ихъ. Не излишнѳ изслѣдовать и то, почѳму онъ въ
привѣтствіи поставилъ Прискиллу прежде мужа, не сказавъ: цѣлуйте Акилу и Прискиллу,

но: Прискгиілу

и Акилу.

И это онъ

сдѣлалъ не безъ основанія, но, мнѣ кажѳтся, потому, что видѣлъ
въ ней болыпе благочестія, чѣмъ въ мужѣ. Α что сказанное—не
догадка, это можно ввдѣть и изъ Дѣяній (Апостольскихъ). Въ самомъ дѣлѣ, Аполлоса, чѣловѣка краснорѣчиваго и свѣдущаго въ
Писаніяхъ, но знавшаго только крещеніѳ Іоанново, она, принявъ,
наставила въ пути Божіемъ π сдѣлала совершеннымъ учителемъ (Дѣян. хѵпі, 24, 25). Приапостолахъженщивыне заботились
ο томъ, ο чемъ заботятся нынѣшнія—какъ бы одѣться въ великолѣпныя одѳжды и прикрасить лице свое умываньями и притираньями,
инучатъ мужей своихъ, заставляя покупать и платье болѣе дорогое, чѣмъ у сосѣдки и жѳнщины равнаго званія, и бѣлыхъ муловъ, и золочѳную сбрую, и ѳвнуховъ для прислуги, и большую
толпу служанокъ, и все прочее, относящееся къ смѣпшой ішшности. Откаэавшись отъ всего подобнаго и отвѳргнувъ мірскую
гордость, (жѳнщины при апостолахъ) домогались только одного,
какъ бы сдѣлаться общникаіш апостоловъ и участвовать въ одной
и той жѳ съ ними ловитвѣ. Поэтому не одна Прискилла была