Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
186 ТВ0РВН1Я ОВ. ІОАННА 8ЯАТОУСТАГО. такова, но и всѣ другія. Такъ о нѣкоторой Пѳрсидѣ Павелъ го¬
воритъ: яже много трудиея о насъ (Римл, хѵі, 12), хвалитъ и Марію
и Трифену за эти труды, за то, что онѣ трудились съ апостолами
и посвящали себя на тѣ же подвиги. Какъ же въ посланіи къ
Тимоѳею онъ говоритъ: женѣ же учити не повелѣваю, ниже вла-
дѣти мужемъ (1 Тимоѳ. п, 12)? Это тогда, когда и мужъ благоче¬
стивъ, и имѣетъ ту же вѣру, и участвуетъ въ той же мудрости;
а когда онъ невѣрный и заблуждающійся, тогда апостолъ не ли¬
шаетъ ее власти учить. Такъ въ посланіи къ Коринѳянамъ онъ
• говоритъ: и жена аще имать мужа невѣрна, да не оставляетъ его.
Что бо вѣсы, жено, аще мужа"спасеніи (1 Кор. ѵп, 18, 16)? Какъ
же вѣрная жена можетъ спасти невѣрнаго мужа? Оглашая его,
наставляя и приводя къ вѣрѣ, какъ и эта Прискилла Аполлоса.
Съ другой стороны, когда Павелъ говоритъ: женѣ учити не пове¬
лѣваю, то разумѣетъ ученіе съ амвона, бесѣду въ общемъ собра¬
ніи, свойственную священникамъ; а частнымъ образомъ увѣще¬
вать и совѣтовать онъ не запретилъ, потому что, если бы послѣд¬
нее было запрещено, то онъ не похвалилъ бы Прискиллу за то,
что она дѣлала это. 4. Пусть слушаютъ это мужи, пусть слушаютъ и жены: послѣд¬
нія для того, чтобы подражать той, которая была одного съ ними
пола и одинаковой природы, а первые для того, чтобы имъ не
оказаться слабѣе женщины. Какое мы будемъ имѣть оправданіе,
какое прощеніе, когда женщины показываютъ столько усердія и
столько любомудрія, а мы непрестанно будемъ заняты мірскими
дѣлами? Пусть узнаютъ это и начальники и подчиненные, и свя¬
щенники и находящіеся въ званіи міряНь, чтобы первые не удив¬
лялись богатымъ и не гонялись за великолѣпными домами, но
искали добродѣтели съ бѣдностію, не стыдились бѣднѣйшихъ
братій и не избѣгали ни скинотворца, ни кожевника, ни пурпу¬
ропродавца, ни мѣдника, оказывая уважаніе только лицамъ, обле¬
ченнымъ властію; а подчиненные не считали своего состоянія
іѳз препятствіемъ къ принятію святыхъ, но, помня о вдовѣ, которая
приняла Илію, имѣя только горсть муки (8 Цар. хѵп, 10), и о
тѣхъ, которые два года держали у себя Павла, открывали свои
домы нуждающимся и все, что имѣютъ, дѣлили со странниками.
Не говори мнѣ, что нѣтъ у тебя рабовъ для прислуги. Хотя бы
у тебя было ихъ множество, Богъ повелѣваетъ тебѣ самому со¬
бирать плодъ гостепріимства. Поэтому Павелъ, обращаясь къ женѣ,
вдовицѣ, и заповѣдуя ей принимать странниковъ, повелѣлъ дѣ¬
лать это ей самой, а не чрезъ другихъ, потому что, сказавъ: аще
странныя пріятъ, присовокупилъ: аще святыхъ новѣ умы (1 Тим.
ѵ, 10). Не сказалъ: если издерживала деньги, иди приказывала