Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА слова: цѣлуйте ПРИСКИЛЛУ и АКИЛЛУ и ПРОЧ. I. 185 они были достойны Павла, то достойны и ангеловъ. Эту хижину
я смѣло могъ бы назвать и небомъ и церковію, потому что гдѣ
былъ Павелъ, тамъ былъ Христосъ: искушенія ли, говоритъ онъ,
ищете глаголющаго во мнѣ Христа (2 Кор. хш, 3), а гдѣ былъ Хри¬
стосъ, тамъ постоянно привитали и ангелы. Если же они и прежде оказались достойными служенія Павлу,
то представь, какими сдѣлались они, проживъ вмѣстѣ съ нимъ
два года, наблюдая и видъ его, и походку, и взоръ, и родъ одежды,
и входы, и исходы, и все прочее. У святыхъ не одни только слова,
наставленія и увѣщанія, но и весь вообще образъ жизни бываетъ
для внимательныхъ достаточнымъ урокомъ любомудрія. Пред¬
ставь, каково было видѣть Павла, когда онъ совершалъ вечерю, -
обличалъ, утѣшалъ, молился, плакалъ, выходилъ и входилъ. Если
мы, имѣя только четырнадцать посланій его, носимъ ихъ по всей
вселенной, то тѣ, которые имѣли у себя самый источникъ по¬
сланій, языкъ вселенной, свѣтъ церквей, основаніе вѣры, столпъ
и утвержденіе истины, какими не могли сдѣлаться, живя вмѣстѣ
съ такимъ ангеломъ? Если одежды его были страшны для бѣсовъ
и имѣли столь великую силу, то сожительство съ нимъ какой не
могло привлечь благодати Духа? Видѣть одръ Павла, постель его,
обувь его,—недостаточнымъ ли это было для нихъ побужденіемъ
къ постоянному сокрушенію? Если бѣсы, видя одежды его, трепе¬
тали, то тѣмъ болѣе вѣрные и жившіе вмѣстѣ съ нимъ сокруша¬
лись, видя ихъ. Не излишне изслѣдовать и то, почему онъ въ
привѣтствіи поставилъ Прискиллу прежде мужа, не сказавъ: цѣ¬
луйте Агаму и Прискиллу, но: Прискиллу и Акилу. И это онъ
сдѣлалъ не безъ основанія, но, мнѣ кажется, потому, что видѣлъ
въ ней больше благочестія, чѣмъ въ мужѣ. А что сказанное—не
догадка, это можно видѣть и изъ Дѣяній (Апостольскихъ). Въ са- ш
номъ дѣлѣ, Аполлоса, чѣловѣка краснорѣчиваго и свѣдущаго въ
Писаніяхъ, но знавшаго только крещеніе Іоанново, она, принявъ,
наставила въ пути Божіемъ я сдѣлала совершеннымъ учите¬
лемъ (Дѣян, хѵпі, 24, 25). При апостолахъ женщины не заботились
о томъ, о чемъ заботятся нынѣшнія—какъ бы одѣться въ велико¬
лѣпныя одежды и прикрасить лице свое умываньями и притираньями,
и мучатъ мужей своихъ, заставляя покупать и платье болѣе доро¬
гое, чѣмъ у сосѣдки и женщины равнаго званія, и бѣлыхъ му¬
ловъ, и золоченую сбрую, и евнуховъ для прислуги, и большую
толпу служанокъ, и все прочее, относящееся къ смѣшной пыш¬
ности. Отказавшись отъ всего подобнаго и отвергнувъ мірскую
гордость, (женщины при апостолахъ) домогались только одного,
какъ бы сдѣлаться общниками апостоловъ и участвовать въ одной
и той же съ ними ловитвѣ. Поэтому не одна Прискилла была