Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
182

ТВОРВШЯ СВ. ІОАННЛ ЫІТОУСТаГО.

нѣкоторые и знаютъ число ихъ, то на вопросъ ο городахъ, къ которымъ писаны посланія, отвѣчать не могутъ. Бвнугь и инозѳмецъ, развлекаемый множѳствомъ заботъ по множеству дѣлъ, такъ
прилежно зашшался Библіею, что даже во время путешествія не
оставался празднымъ, но, сидя на колесницѣ, съ великимъ тщаніемъ занимался чтеніемъ бояеественныгь Писаній; а мы, нѳ имѣя
и малой части его занятій, изумляемся, слыша даяее названія посланій, не смотря на то, что каждый воскрѳсный день собираѳмся
здѣсь и наслаждаемся слушаніѳмъ божественныхъ Писаній. Впрочемъ, чтобы намъ не употрѳбить всей бесѣды на одни обличенія,
представимъ теперь самоѳ привѣтствіе, котороѳ кажется излишнимъ и нѳнуяшымъ. Когда оно будѳтъ объяснено и когда будегъ
показана польза, какую оно доставляетъ вниматѳльно слушающимъ
етч), тогда больше обнаружится вина тѣхъ, которыѳ пренебрегаютъ
189 такими сокровшцами и выпускаютъ изъ рукъ духовное богатство.
Какое это привѣтствіѳ? Цѣлуйте, говоритъ апостолъ, Прискиллу
и Акилу, споепѣшника моя ο Господѣ (Римл. хѵі, 3). Нѳ кажется
ли это простымъ привѣтствіемъ, нѳ прѳдставляющимъ намъ ничетч) великаго иважнаго? Посвятимъ же ему одному всю бѳсѣду,
или—лучше—сегодня, при всемъ стараніи, мы нѳ въ состояніи буденъ исчерпать для васъ всѣ мысли, заключающіяся въ этихъ
немногихъ словахъ, но нѳобходимо отложить для васъ и на другой
день множество соображѳній, рождающихся отъ этого малаго привѣтствія. Поэтому я намѣрѳваюсь теперь объяснить нѳ всѳ это
привѣтствіе, а только часть его, начало и вступлешѳ. Цѣлуйте
Приекиллу и Акилу.
2. Во-первыхъ, надобно подивиться добродѣтѳли Павла, какъ
онъ, которону ввѣрена была вся вселенная, который вмѣщалъ въ
душѣ своей и землю, и море, и всѣ города подъ солнцѳмъ, и варваровъ и эллиновъ, и столько народовъ, такъ заботился объ одномъ
мужѣ и объ одной женѣ. Во-вторыхъ, нужно подивиться и тому,
какую бдитѳльную и попечитѳльную имѣлъ онъ душу, помня не
только всѣхъ вообще, но и въ частности каждаго изъ пбчтѳнныхъ
и благородныхъ людей. Тѳперь нисколько не удивительно, что
такъ поступаютъ предстоятели церквѳй, потому что и тѣ смятенія
прекратились, и они принимаютъ на себя попечѳніе объ одномъ
только городѣ; а тогда не только великость опасностѳй, но и разстояніѳ пути, и мноясество заботъ, и непрерывння войны, и нѳпостоянноѳ всегда и у всѣхъ пребываніе, и многія другія ѳще
болыпія обстоятельства въ состояніи были изгладить изъ памяти
и самыхъ близкихъ; однако не изгладили этихъ людей. Почему жѳ
они нѳ изгладились? По великодушію Павла, по еѵо горячей и искрѳннѳй любви. Онътакъ удѳрживалъ ихъ въ душѣ своей, что часто