Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА: ЦѢЛУЙТВ ПРИСВИЛЛГ И АКИЛ7 И ПРОЧ. I. 183 вспоминалъ о нихъ и въ посланіяхъ. Но посмотримъ, кто н каковы это
были люди, которые такъ привязали къ себѣ Павла н привлекли
къ себѣ любовь его. Не консулы ли какіе-нибудь, или военачальники,
или правители, или облеченные какимъ-либо другимъ отличіемъ,
или владѣвшіе великимъ богатствомъ, и изъ числа предводите¬
лей города? Нельзя сказать ничего такого, а совершенно напро¬
тивъ: это были люди бѣдные и неимущіе, жившіе трудами рукъ
своихъ. Бяху бо, говоритъ Писаніе, скинотворцы хитростію (Дѣян,
хѵш, 3). И однако Павелъ не стыдился и не считалъ безчестіемъ
для царственнаго города и для народа, высоко думавшаго о себѣ,
заповѣдовать, чтобы они привѣтствовали этихъ ремесленниковъ,
и не думалъ, что дружбою къ этимъ оскорбитъ тѣхъ: такъ онъ
всѣхъ училъ тогда любомудрствовать. Мы часто, имѣя родствен¬
никовъ, которые немного бѣднѣе насъ, чуждаемся близости къ
нимъ и считаемъ безчестіемъ, если когда-нибудь окажемся ихъ
родственниками; а Павелъ не поступаетъ такъ, но даже хвалится
этимъ, и не современникамъ только, но и всѣмъ потомкамъ объя¬
вилъ, что тѣ скинотворцы были первыми въ числѣ друзей его. юо
Пусть никто не говоритъ мнѣ: что важнаго и удивительнаго, если
онъ, занимавшійся самъ тѣмъ же ремесломъ, не стыдился своихъ
соремесленниковъ? Что говоришь ты? Это-то самое особенно и
важно и удивительно. Въ самомъ дѣлѣ, не столько тѣ, которые
могутъ указать на знаменитость предковъ, стыдятся низшихъ,
сколько тѣ, которые нѣкогда были въ томъ же низкомъ состояніи,
а потомъ вдругъ достигли какой-либо славы и знаменитости. А
что ие было никого славнѣе и знаменитѣе Павла, что онъ былъ
знатнѣе самихъ царей, это всякому извѣстно. Кто повелѣвалъ
бѣсами, воскрешалъ мертвыхъ, повелѣніемъ своимъ могъ ослѣп¬
лять и исцѣлять ослѣпшихъ, чьи одежды и тѣнь прекращали
всякаго рода болѣзни, того, очевидно, можно было почитать уже
не человѣкомъ, а нѣкоторымъ ангеломъ, сшедшимъ съ неба. Но не смотря на то, что онъ пользовался такою славою, вездѣ
возбуждалъ удивленіе, и гдѣ бы ни являлся, всѣхъ обращалъ
къ себѣ, онъ не постыдился скинотворца и не считалъ этого
униженіемъ для людей, имѣвшихъ такія отличія. Въ церкви
римской вѣроятно было много знаменитыхъ людей, которыхъ
онъ понуждалъ привѣтствовать тѣхъ бѣдняковъ. Онъ зналъ,
вѣрно зналъ, что благородство состоитъ не въ блескѣ богат¬
ства и не во множествѣ денегъ, но въ скромности нравовъ,
такъ что люди, не имѣющіе ея, а гордящіеся славою своихъ родите¬
лей, хвалятся однимъ только пустымъ именемъ благородства, а
не самымъ дѣломъ; или—лучше—и самое имя часто отнимается у
нихъ, если кто будетъ восходить въ дальнѣйшимъ предкамъ этихъ