Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
178

ТВОРКНІЯ GB. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

скоро мы приступаемъ къ дѣланъ лѳгкимъ и надежда на исполненіе пробуждавтъ въ насъ большеѳ желаніе дѣйствовать, какъ
было тогда и съ нимъ.
Воѳначальникъ ли, совѣтовавшій тогда и побуждавшій его?
Воспоминаніе ли ο црошедшемъ? Но ничто нѳ побудило его къ
убійству; напротнвъ, самая легкость убійства отклонила ѳго отъ
зтого. Онъ думалъ, что Богъ для того предалъ ему врага, чтобы
доставить ему поводъ и случай къ болыпему любомудрію. Итакъ
вы, можетъ быть, удивляетесь, что онъ не вспомнилъ ни объ
одномъ изъ прошедшихъ своихъ бѣдствій; я ясе гораэдо больше
удивляюсь ѳму ѳщѳ по другой причинѣ. По какой? По той, что и
страхъ будущаго не побудилъ его къ умерщвлѳнію врага. Онъ
хорошо зналъ, что Саулъ, избѣгнувъ рукъ ѳго, опять возстанетъ
противъ него; но рѣшился лучше самъ подвѳргаться опасности,
пощадивъ врага, чѣмъ для собственной безопасности убить непріятеля. Что можѳтъ сравниться съ этою вѳликою и благородною
душею, которая, тогда какъ законъ повелѣвалъ вырывать око за
око и зубъ за зубъ и воздавать равнымъ (Втор. хіх, 21), не только
не сдѣлалъ этого, но показалъ еще болыпее любомудріе? Между
тѣмъ, ѳсли бы онъ и убилъ тогда Саула, то и тогда не лишился
бы похвалы за любомудріе, нѳ только потому, что отмстилъ, не
первый начавъ насиліе, но и потому, что законъ: око за око —
исполнилъ бы съ болыною кротостію. Не за одно убійство воздалъ бы однимъ убійствомъ, но за много смертѳй, которыми тотъ
угрожалъ ему, нѳ разъ и не два, но многократно стараясь убитъ
его, онъ воздалъ бы одною смертію; или—лучше—нѳ только это, но
и то, что опасность въ будущемъ расположила его къ мщенію, и
это вмѣстѣ съ вышесказаннымъ доставило бы ѳму цѣлый вѣнѳцъ
терпѣнія. Въ самомъ дѣлѣ, кто гнѣвается и домогается наказанія
за сдѣланноѳ ему прежде, тотъ не можетъ получить похвалу за
терпѣніе; а того, кто, оставивъ все прошѳдшѳе, многое и тяжкое,
опасался за будущее и заботился ο своѳй бѳзопасности, и потому
принужденъ былъ обратиться къ мщенію, никто не липшдъ бы
вѣнцовъ кротости.
7. Но Давидъ не сдѣлалъ этого, а показалъ необыкновенное и
дивное любомудріе. Ни воспоминаніе ο прошедшѳмъ, ни страхъ
будущаго, ни совѣтъ воѳначальника, ни пустынность мѣста, ни
удобность убійства, и ничто другое не побудило его къ убіистау,
185 но какъ бы благодѣтеля, сдѣлавшаго ему много добра, такъ онъ
пощадилъ врага и обидчика. Какое же оправданіе будемъ имѣть
мы, которые помнимъ прошедшіе проступки и мстимъ оскорбивпгамъ насъ, тогда какъ этотъ невинный, претѳрпѣвшій столько
золъ и ожидавшій еще болыпихъ и тягчайшихъ по избавлѳніи