Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА олова апостола: ащв алчвть врагъ твой, ухлѣбн жго. 179 врага, щадилъ его такъ, что рѣшился лучше самъ подвергаться
опасности и жить въ страхѣ и трепетѣ, чѣмъ по справедливости
убить того, кто намѣревался сдѣлать ему множество ала? Такъ любомудріе Давида можно видѣть изъ того, что онъ не
только не убилъ врага, при такой нуждѣ, но даже не произнесъ
противъ него и хульнаго слова, котораго притомъ оскорбляемый
не могъ бы и услышать. Мы часто и о друзьяхъ отсутствующихъ
говоримъ худое, а онъ не поступилъ такъ и со врагомъ, сдѣлав¬
шимъ ему столько зла. Итакъ, изъ этого можно видѣть его лю¬
бомудріе; человѣколюбіе же его и попечитѳльность видны изъ
того, чтб сдѣлалъ онъ послѣ. Отрѣзавъ край одежды и взявъ со¬
судъ для воды (1 Цар. ххіг, 5; ххѵі, 13), отошедши далеко и ставши,
онъ воззвалъ и показалъ это пощаженному, поступивъ такъ не изъ
тщеславія и честолюбія, но желая дѣлами убѣдить его, что на¬
прасно и тщетно тотъ считалъ его врагомъ, и надѣясь чрезъ это
расположить его къ дружелюбію. Впрочемъ и такимъ образомъ
не убѣдивъ его и имѣя возможность убить его, онъ опять рѣ¬
шился лучше удалиться изъ отечества и жить въ чужой странѣ
и бѣдствовать каждый день, добывая себѣ необходимое пропита¬
ніе, нежели, оставаясь дома, оскорблять обидчика. Что можетъ
быть кротче его души? Поистинѣ справедливо говорилъ онъ: по¬
мяни Господи Давида и всю кротость его (Псал. схххі, 1). Будемъ
же подражать ему и мы; не будемъ ни говорить, ни дѣлать худого
врагамъ, но будемъ даже благодѣтельствовать имъ по силамъ;
чрезъ это мы сдѣлаемъ больше добра самимъ себѣ, нежели имъ. Аще отпущаете врагамъ вашимъ, сказалъ Господь, отпустится
вамъ (Матѳ, ѵі, 14). Прости грѣхи раба, чтобы тебѣ получить про¬
щеніе грѣховъ отъ Господа; если онъ сильно оскорбилъ тебя, то
чѣмъ больше ты простишь, тѣмъ большее и самъ получишь про-.
щеніе. Потому мы и научены говорить: остави намъ, яко и ми
оставляемъ (Матѳ, ѵі, 12), чтобы мы знали, что мѣра прощенія
первоначально зависитъ отъ насъ. Такимъ образомъ, чѣмъ больше
зла сдѣлаетъ намъ врагъ, тѣмъ больше окажетъ благодѣяній. По¬
спѣшимъ же и постараемся примириться съ обидѣвшими насъ,
справедливо ли или несправедливо они гнѣваются. Если ты при¬
миришься здѣсь, то избавишься отъ суда тамъ; если же вражда
останется, между тѣмъ наступившая смерть прекратитъ ненависть,
то тамъ необходимо постигнетъ тебя судъ. Какъ многіе изъ людей,
ссорящихся другъ съ другомъ, если рѣшаютъ ссору между собою іьб
дружелюбно внѣ судилища, то избавляются оть убытка, страха и
многихъ опасностей, полагая конецъ ссорѣ но желанію обѣихъ
сторонъ, если же обращаются къ судьѣ, то бываетъ часто и трата
денегъ, и наказаніе, и нескончаемая остается вражда, такъ точно маддиіь сіів. дух. ахадвмш 1 л*