Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
176

ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

потому что сдѣлавшись другомъ, онъ уже не станѳтъ іштать примирившагося съ нимъ въ такомъ ожиданіи. Также и обидчгасъ,
видя, что обижѳнный вознамѣрился питать и поить ѳго, поэтому
самому и по страху предстоящаго ему наказанія, оставитъ всякую
вражду, хотя бы онъ былъ тысящекратно жѳстокъ, какъ желѣзо
и адамантъ, стыдясь благорасположенности питающаго и опасаясь
предстоящаго ѳму наказанія, если и по принятіи пищи онъ останется врагомъ.
Поэтому-то апостолъ и не остановился здѣсь въ своѳмъ увѣщаніи, но когда уничтожилъ гнѣвъ того и другого, тогда исправляетъ и расположеніе ихъ и говоритъ: не побѣжденъ

183

бывай отъ

зла (Рям. хіі, 21). Если, говорить, ты остаешься злопамятнымъ и
мститѳльнымъ, то повидимому ты побѣждаешь ѳго, а между тѣмъ
самъ побѣждаѳшься зломъ, т. е. гнѣвомъ, такъ что, если хочѳшь
побѣдить, то примирись и нѳ мсти. Блистатѳльная побѣда — та,
когда ты побѣждаешь зло добромъ, т. е. незлопамятствомъ, оставивъ гнѣвъ и злопамятство. Но этихъ словъ сначала не принялъ
бы оскорблѳнный и пылающій гнѣвомъ. Поэтому апостолъ, когда
насытилъ его гнѣвъ, тогда прѳдставилъ ѳму и лучшеѳ побужденіе
къ примиренію и нѳ дозволилъ оставатъся при дурной надеждѣ
наказанія. Видишь ли мудрость законодателя? Α дабы ты убѣдился, что по немощи тѣхъ, которые иначе не хотѣли примириться
между собою, онъ предложилъ такую заповѣдь,—послушай, какъ
Христосъ, предлагая ту же самую заповѣдь, назначилъ не ту жѳ
самую награду, но сказавъ: любите враги ваша, добро творгте ненавидящымъ
ваеъ—что и значитъ питать и поить—не присовокупилъ: дѣлая это, вы собираете горячія уголья на головы ихъ, но
что? яко да будете подобны Отцу вашему, иже есть па пебесѣхъ
(Матѳ. ѵ, 44). И справедливо. Онъ бесѣдовалъ съ Петромъ, Іаковомъ и Іоанномъ и съ ликомъ прочихъ апостоловъ; потому онъ и
назначилъ такую награду. Если ясе скажѳшь, что при всемъ томъ
заповѣдь эта тяжѳла, то опять еще болѣе ты дашь намъ возможность оправдать Павла, а себя самого лшпишь всякаго оправданія.
Почему? Потому что—я покажу тебѣ—это дѣло, которое кажется
тяжелымъ, было исполняемо даже въ ветхомъ завѣтѣ, когда еще
не было проявляемо такого любомудрія. Поэтому и Павелъ не
собственными словами выразилъ заповѣдь, но употребилъ тѣ самыя слова, которыми выразился вначалѣ предложившій эту
заповѣдь, чтобы не оставалось никакого оправдашя неисполняющимъ ея. Слова: аще алчетъ врагр твой, ухлѣби его, аще ли жаждетъ, папой

его, употребилъ первый

нѳ Павелъ,

но Соломонъ

(Притч. ххѵ, 2 1 , 22). Потому онъ и употребилъ эти слова, чтобы
убѣдить слушателя, что вѳсьна постыдно—древній законъ, кото-