Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Ні СЛОВА АПОСТОЛА: АЩЕ АЛЧЕТЪ ВРАГЪ ТВОЙ, УХЛѢБИ его. 177 рый часто былъ исполняемъ и ветхозавѣтными, теперь—при такомъ
высокомъ любомудріи—считать тяжелымъ и труднымъ. А кто, ска¬
жутъ, изъ ветхозавѣтныхъ исполнялъ его? Многіе, особенно же
Давидъ съ большею полнотою. Онъ не только напиталъ и напоилъ
врага, но и находящагося въ опасности неоднократно избавлялъ
отъ смерти и, имѣя возможность умертвить его, пощадилъ и разъ,
и два, и многократно. Саулъ такъ не терпѣлъ и ненавидѣлъ его
послѣ безчисленныхъ его благодѣяній, послѣ блистательныхъ по¬
бѣдъ и спасенія отъ Голіаѳа, что не могъ даже слышать его имени
и называлъ его по имени отца. Такъ нѣкогда, при наступленіи
праздника, когда онъ составилъ противъ Давида нѣкоторый умы¬
селъ и приготовилъ злыя козни, но не видѣлъ его пришедшимъ,
спросилъ: гдѣ сынъ Іессеевъ (1 Дар. хх, 27); назвалъ его по имени
отца, какъ не желая по враждѣ вспомнить его имени, такъ и
думая незнатностію отца помрачить знаменитость праведника,—
жалко и несчастно думая, потому что, хотя бы онъ и могъ пори¬
цать за что-нибудь отца, это нисколько не вредило Давиду'. Каж¬
дый отвѣчаетъ за свои дѣла, и за нихъ только можетъ быть одо¬
бряемъ или порицаемъ. А здѣсь онъ, не могши сказать о Давидѣ
ничего худого, выставлялъ на видъ незнатность его происхож¬
денія, надѣясь такимъ образомъ помрачить его знаменитость;
это было крайне безумно. Какая, въ самомъ дѣлѣ, вина—проис¬
ходить отъ незнатныхъ и уничиженныхъ родителей? Но онъ не
умѣлъ такъ любомудрствовать. Итакъ, Саулъ называлъ Давида
сыномъ Іессеевымъ; а Давидъ, нашедши его спящимъ внутри
пещеры, назвалъ его не сыномъ Кисовымъ, но именемъ почет¬
нымъ: да не будетъ ми, сказалъ онъ, нанести руку мою на Христа
Господня (1 Цар. ххѵі, 11). Такъ онъ чистъ былъ отъ гнѣва и вся¬
каго злопамятства! Онъ называетъ помазанникомъ Господнимъ
того, который столько обижалъ его, жаждалъ его крови, послѣ
безчисленныхъ благодѣяній часто старался умертвить его. Онъ
не смотрѣлъ на то, чтб достоинъ былъ потерпѣть Саулъ, но смо¬
трѣлъ на то, что нужно было сдѣлать или сказать ему самому;
это—высшій предѣлъ любомудрія. Какъ? Захвативъ врага, какъбы
въ темницѣ, связаннаго двойными, или—лучше—тройными узами,
и тѣснотою мѣста, и отсутствіемъ помощниковъ, и нуждою сна, іѳа
ты не требуешь отъ него отчета и не подвергаешь его наказанію?
Нѣтъ, говоритъ; я смотрю теперь не на то, что достоинъ потер¬
пѣть онъ, а на то, что слѣдуетъ дѣлать мнѣ. Онъ не смотрѣлъ
на легкость убійства, но смотрѣлъ на выполненіе свойственнаго
ему любомудрія. Между тѣмъ что изъ тогдашнихъ обстоятельствъ
недостаточно было для побужденія его къ убійству? То ли, что
врагъ былъ преданъ ему связаннымъ? Вы конечно знаете, что какъ 12 WOM1H СВ. ІОАННА «ПАТОУОТАГО