Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
174

ТВОРЕШЯ СВ. ІОІННА 8ЛЛТОУОТАГО.

его, аще ли окхиждетъ, напой его, содѳржится эаповѣдь прѳкрасная,
исполнѳнная любомудрія и полезная какъ для дѣлающаго, такъ и
для получающаго это; но слѣдующія затѣмъ слова приводятъ въ
великое недоумѣніе и повидимому нѳсогласны съ мыслію, выражѳнною въ пѳрвыгь. Въ чемъ жѳ это? Въ томъ, что онъ говоритъ:
еіе 6о творЯу угліе огненно еобираеши на главу его. Этими словами,

говорятъ, онъ причиняетъ врѳдъ и дѣлающему и получающѳму
благодѣяніе, обжигая голову послѣдняго и налагая на нее горячихъ угольевъ. Въ самомъ дѣлѣ, можетъ ли быть столько добра
отъ напитанія и напоѳнія, сколько зла отъ наложенія кучи угольѳвъ?
Такимъ образомъ и получающему благодѣяніе, говорять, онъ дѣлаеть зло, подвѳргая его болыпему наказанію, а съ другой стороны и оказывающему благодѣяніѳ причиняетъ врѳдъ, потому что
и послѣдній какую можетъ получить пользу отъ благодѣянія врагамъ, если будѳтъ дѣлать это въ надеждѣ навлѳчь на нихъ наказаніе? Кто питаетъ и поитъ врага для того, чтобы собрать горячія
уголья на голову его, тотъ нѳ можетъ быть человѣколюбивымъ и
добрымъ, но бѳзчеловѣчѳнъ ижѳстокъ,—посрѳдствомъ малатч) благодѣянія причиняя невыразимое мученіе. Что, въ самомъ дѣлѣ,
можѳтъ быть жесточе питающатч) для того, чтобы собрать горячіе
уголья на голову питаѳмаго? Таково возраженіе. Тѳпѳрь надобно
предложить и разрѣшѳніе, чтобы ты изъ того самаго, что повидимому унижаѳтъ слова заповѣди, ясно увидѣлъ всю нудрость
законодателя. Какое же это разрѣшѳніе?
Хорошо зналъ этотъ вѳликій и доблестный мужъ, что тяжелоѳ
и трудное дѣло—скоро примириться съ врагомъ, тяжѳлое и трудное не по своему свойству, но по нашему нерадѣвію. Притомъ
онъ заповѣдалъ не только примириться, но и напитать, что гораздо тяжелѣе перваго: если нѣкоторые, только видя своихъ оскорбіггелей, ожесточаготся, то какъ они рѣшились бы напитать ихъ
алчущихъ? Но что я говорю: видя? Если кто напомнитъ объ нихъ
и произнесѳтъ одно только имя ихъ, TQ растравляетъ рану въ
душѣ нашей и^усиливаѳтъ раздражеяіе. Поэтому-то Павелъ, зная
все это и желая неудобоисполнимое и трудное сдѣлать удобнымъ
и лѳгкимъ, и расположить того, кто не хочѳтъ даже видѣть своего врага, сдѣлаться его благодѣтелемъ, прибавилъ угліе огненпо,
чтобы онъ, побуждаясь надеждою наказанія, рѣшился на благодѣяніѳ оскорбившему ѳго. Какъ рыбакъ, закрывъ уду со всѣхъ
сторонъ приманкою, бросаѳтъ еѳ рыбамъ, чтобы онѣ, прибѣгая къ
обычной пищѣ, удобнѣе были пойманы и удѳржаны, такъ точно
и Павелъ, желая расположить обиженнаго дѣлать благодѣяніе
обидѣвшему, предлагаетъ не пустую уду любомудрія, но, закрывъ
ее горячиии угольями, какъ бы нѣкоторою приманкою, надѳждою