Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА АПОСТОЛА: АЩЕ АЛЧЕТЪ ВРАГЬ ТВОЙ, УХЛѢБИ ΘΙΌ. 1 7 3

что ты обращался со Христомъ. Бсли мы такъ настроимъ себя,
то по выходѣ отсюда, нѳ будѳмъ нуждаться въ словахъ для отсутствующихъ, но по нашѳй пользѣ они почувствуготъ собственную потерю, и скоро прйбѣгнутъ, чтобы получить то ясе. Ввдя красоту вашей дупш, проявляющуюся въ самыхъ чувствахъ, они,
хотя бы были нерадивѣе всѣхъ, проникнутся любовію къ вашѳму
благообраэію. Въ самомъ дѣлѣ, если красота тѣлесная трогаетъ
взирающихъ на нѳе, то гораздо болѣе благообразіе душевное можетъ тронуть зрителя и возбудить къ соревнованію. Будѳмъжѳ украшать нашѳго внутренняго человѣка, и то, что говорится здѣсь,
будемъ помнить внѣ, потому что тамъ особѳнно благовременно воспоминать объ этомъ. Какъ ратоборѳцъ, чему научится въ учи- ιβο
лищѣ ратоборства, τό и показываетъ при подвигахъ, такъ точно
и намъ, чему мы научимся здѣсь, τό и должно показывать во
внѣшнихъ дѣлахъ.
5. Итакъ, помни то, что говорится здѣсь, чтобы, когда выйдешь
и нападеть на тѳбя діаволъ—или посредствомъ гяѣва, или посредствомъ тщеславія, или посрѳдствомъ другой какой-нибудь страсти—
ты, вспомнивъ ο здѣшнѳмъ ученіи, могъ легко уклониться отъ
сѣтей лукаваго. Нѳ видите ли вы на поприщахъ ратоборства, какъ
учитѳли юношей, послѣ бѳзчислѳнныхъ подвиговъ, по причинѣ
старости, получившіе наконецъ увольнѳніѳ отъ ратоборства, сидя
внѣ оградъ близъ самой пыли, подсказываютъ находящимся внутри
и вступающимъ въ борьбу, чтобы они схватили руку, чтобы увлеклн
ногу, чтобы взялись за спину, и много другого подобнаго говорять, напримѣръ: если сдѣлаешь τό и τό, тогда легко сразишь противника,—и такимъ образомъ весьма много помогаютъ
ученикамъ? Такъ и ты взирай на учителя твоего, блаженнаго
Павла, который послѣ безчисленныхъ вѣнцовъ, находясь теперь
внѣ поприща, т. е. настоящей жизші, подсказываетъ намъ подвизающимся и взываетъ посрѳдствомъ посланій, когда видіттъ одержимыхъ гнѣвомъ и злопамятствомъ и терзаемыхъ какою-нибудь
страстію: ащг алнетъ врагъ твой, ухлѣби его (Рим. хіі, 20). И какъ

учитель юношѳй говоритъ: если сдѣлаешь то и то, тогда преодолѣешь противника, такъ и онъ прибавляѳтъ: сге 6о творя, угліе
огненно собираеши па главу его. Но мѳжду тѣмъ, какъ я читаго эту
заповѣдь, представляется вопросъ, который повидимому рождается
изъ нея и многимъ подаетъ поводъ говорить противъ Павла, который я и хочу предложить вамъ сегодня. Чтожеволнуетъмысли
тѣхъ, которые не хотятъ изслѣдовать все тщательно? Павелъ, говорятъ, отклоняя огь гяѣва и убѣждая быть кроткими и добрыми
къ ближнимъ, еще болѣе раздражаѳтъ ихъ и располагаѳтъ къ
гяѣву. Въ самомъ дѣлѣ въ словахъ: аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби