Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
!

172

ТВОРІШЯ ΟΒ. ІОАДНА 8ЛА.ТОУСТАІЧ).

грѣха не быгиа имѣли: нынѣ же вины не имутъ ο грѣеѣ ебоемъ

(Іоан. хѵ, 22); и апостолъ говоритъ: пе слышателіе бо закона праведни предъ Богомъ, по творцы закона оправдятся (Римл. п, 13).

Это говоритъ онъ къ слушающимъ; а чтобы научить и говорящаго, что и ему не будѳтъ никакой пользы отъ учѳнія, ѳсли учѳніе его не будетъ сопровождаться дѣятельностію и соотвѣтственыою слову жизнію, послушай, какъ обращаются къ нену и
179 апостолъ и пророкъ. Одинъ говоритъ: грѣшнику же рече Вогъ:
вскую ты повѣдаеши оправдакія Моя, и воспріемлеіии завѣтъ Мой
усты твогши; ты же возненавидіълъ ееи наказаніе (Псал. X L I X , 16,17).

Также и апостолъ, обращаясь къ тѣмъ, доторые слишкомъ много
думаютъ ο себѣ за своѳ ученіе, говоритъ такъ: уповая себе вожда
быти слѣпымъ, свѣта сущымъ ѳо тмѣ, наказателя безумнымъ, учителя младенцемъ: пауная убо иного, себе ли пе учиши (Рим.п, 19, 20)?

Бсли же ни мнѣ говорящѳму моя рѣчь, ни вамъ слушающимъ
слушаніе не можетъ принести пользы безъ исполненія того, что
говорится, но еще служитъ къ бблыпѳму осуждѳнію, то не будѳмъ
ограничивать нашѳго усердія только слушашемъ, но станемъ
исполнять сказанное на дѣлѣ. Хорошо—заниматься постоянно
слушаніемъ божественныхъ изрѳченій; но это добро бываетъ безполѳзно, когда оно нѳ соѳдиняѳтся съ пользою, происходящею отъ
послушанія. Итакъ, чтобы вамъ не напрасно собираться сюда, со
всѣмъ усердіекъ, какъ я часто просилъ и не перѳстану просить,
приводите къ намъ братій, убѣждайте заблуждающихся, совѣтуйте нѳ словомъ только, но и дѣломъ. Лучшее наставленіе—
наставлѳніе образомъ жязни, наставлѳніе дѣятельностію. Хотя бы
ты ничѳго не говорилъ, но вышѳдши изъ собранія, своимъ видомъ, взоромъ, голосомъ, походкою и всякимъ другимъ положеніемъ тѣла показалъ отсутствовавшимъ людянъ ту пользу, какую
тн получилъ здѣсь, то этого достаточно для наставлѳнія и увѣщанія. Намъ должно выходить отсюда такъ, какъ иэъ нѳприступнаго святилища, какъ бы мы сошли съ самыгь небесъ, ставъ
скромными, любомудрыми, говоряпцши и дѣлающими всѳ бдагопристойно; и ясѳна, видя своего муяса возвращающагося И8Ъ собранія, и отецъ сына, и сынъ отца, и рабъ господина, и другь
друга, и врагъ врага, всѣ пусть чувствуютъ, какую пользу кы
получаѳмъ здѣсь; а они почувствуютъ, если увидятъ, что вы сдѣлались болѣѳ скромными, болѣе благочестивыми. Представь, въ какія посвящѳнъ тайны ты, посвященный въ нихъ, съ кѣмъ
вмѣстѣ ты возцосишь таинствѳнную пѣснь, съ кѣмъ ввываешь
трисвятое. Научи находящихся внѣ, что ты ликовалъ вмѣстѣ съ
серафимами, что ты принадлежишь къ высшену сонму, что ты
причисленъ къ лику ангѳловъ, что ты бесѣдовалъ съ Господомъ,