Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
нл СЛОВА АПООТОЛА: АЩЕ АЛЧВТЬ ВРАГЪ ТВОЙ, УХЛѢБИ вго.

171

вый разумъ на прѳстолъ власти надъ рабскими страстями и пѳ
обдекшій свою голову господствомъ надъ ними, какъ бы нѣкоторою блистательною діадемою. Что пользы, скажи мнѣ, въ багряницѣ, въ золотыхъ одеждахъ и вѣнцѣ съ дорогими камнями,
когда душа плѣнена страстями? Что пользы отъ внѣшней свободы, когда господствѳнная способность въ насъраболѣиствуетъ
постыднымъ и жалкимъ образомъ? Какъ тогда, когда горячка
скрывается въ глубинѣ и сожигаетъ всѣ внутренности, нѣтъ никакой пользы отъ того, что поверхность тѣла не терпитъ ничего
подобнаго, такъ и тогда, когда у насъ душа терзается внутренними страстями, нѣтъ пользы ни отъ внѣпшей власти, ни отъ
царскаго сѣдалшца, если умъ съ великимъ насиліемъ низвергается съ прѳстола владычѳства надъ страстями, покоряется имъ
и страшится ихъ возстанія. Чтобы этого не было пророки и апостолы отвсюду стекаются укротить наши страсти, исторгнуть изъ
насъ всякое свирѣпое безразсудство и преподать намъ власть
важнѣе царствованія. Поэтому я и говорилъ, что лишающіе себя
такого попеченія получаютъ смертѳльную рану, испытывая такой
вредъ, какой не испытывается ни отъ чѳго другого; а напротивъ,
приходящіѳ сюда получаютъ такую пользу, какой не могли бы
получить ни отъ чѳго другого, какъ и доказано было въ нашей
бесѣдѣ. Да

не я&ишися предъ Господемъ тощъ, говорилъ законъ

(Исх. ххш, 15), т. е. не приходи бѳзъ жертвъ. Если же не должно
входить безъ жертвъ въ домъ Боягій, то тѣмъ болѣе не должно—
въ собранія къ братіямъ; лучшая та жертва и приношеніе, когда
ты войдешь сюда съ душѳю. Не видите ли, какъ учѳные голуби,
вылетая, увлѳкаютъ за собого и другихъ? Такъ будѳмъ поступать
іі мы. Въ саконъ дѣлѣ, какое будѳть у насъ оправданіе, когда
безсловесныя животныя могутъ уловлять іюдобныхъ себѣ жпвотныхъ, а мы, отличѳнные словомъ и мудростію, пренебрегаемъ
такою ловлею? Въ прежней бесѣдѣ, убѣждая васъ, я говорилъ:
пусть каждый изъ васъ подходитъ къ домамъ ближнихъ, вышедшихъ ожидаетъ, удѳрясиваетъ и ведѳтъ къ общей матери; пусть
подражаетъ людямъ пристрастнымъ къ зрѣлищу, которые, со
всѣмъ усердіеиъ собираясь вмѣстѣ, съ ранняго утра ожидаютъ
этого бѳззаконнаго зрѣлшца. Но такоѳ увѣщаніѳ наше нисколько
не имѣло успѣха. Поэтому я опять говорю, и не перестану говорить, пока не произведу убѣждѳнія. Никакой пользы не принесеть
слушаніе, ѳсли оно нѳ будетъ сопровождаться дѣятельностію. Даже
хы яавлѳчемъ на сѳбя тягчайшее наказаніе, ѳсли, нѳпрестанно
сдушая одно и тоже, не будеиъ исполнять ничего изъ сказаннаго. Α что за это прѳдстоитъ тягчайшеѳ наказаніѳ, послушай
Христа, который говорить: аще пе быхъ прилиелъ и глаголалъ имъ,