Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
I 172 ТВОПШЛ ов. ІОАННА ЫАТ07СТАП). грѣха не быта имѣли: нынѣ же вины не имутъ о грѣеѣ своемъ
(Іоан, хѵ, 22); и апостолъ говорить: не слышателіе бо закона про¬
верни предъ Богомъ, но творцы закона оправдятся (Римл, п, 18).
Это говоритъ онъ къ слушающимъ; а чтобы научить и говоря¬
щаго, что и ему не будетъ никакой пользы отъ ученія, если уче¬
ніе его не будетъ сопровождаться дѣятельностію и соотвѣтствен¬
ною слову жизнію, послушай, какъ обращаются къ нему и
17» апостолъ и пророкъ. Одинъ говоритъ: грѣшнику же рече Богъ:
вскую ты повѣдавши оправданія Моя, и воспріемлеши завѣтъ Мой
усты твоими; ты же возненавидѣлъ еси наказаніе (Псал. хілх, 16,17). . Также и апостолъ, обращаясь къ тѣмъ, которые слишкомъ много
думаютъ о себѣ за свое ученіе, говоритъ такъ: уповая себе вожда
быти слѣпымъ, свѣта сущимъ во тмѣ, показателя безумнымъ, учи¬
теля младенцемъ: научая убо иного, себе ли не учиши (Рим. п, 19, 20)?
Если же ни мнѣ говорящему моя рѣчь, ни вамъ слушающимъ
слушаніе не можетъ принести пользы безъ исполненія того, чтб
говорится, но еще служитъ къ большему осужденію, то не будемъ
ограничивать нашего усердія только слушаніемъ, но станемъ
исполнять сказанное на дѣлѣ. Хорошо—заниматься постоянно
слушаніемъ божественныхъ изреченій; но это добро бываетъ без¬
полезно, когда оно не соединяется съ пользою, происходящею отъ
послушанія. Итакъ, чтобы вамъ не напрасно собираться сюда, со
всѣмъ усердіемъ, какъ я часто просилъ и не перестану просить,
приводите къ намъ братій, убѣждайте заблуждающихся, совѣ¬
туйте не словомъ только, но и дѣломъ. Лучшее наставленіе—
наставленіе образомъ жизни, наставленіе дѣятельностію. Хотя бы
ты ничего не говорилъ, но вышедши изъ собранія, своимъ ви¬
домъ, взоромъ, голосомъ, походкою и всякимъ другимъ положе¬
ніемъ тѣла показалъ отсутствовавшимъ людямъ ту пользу, какую
ты получилъ здѣсь, то этого достаточно для наставленія н увѣ¬
щанія. Намъ должно выходить отсюда такъ, какъ изъ неприступ¬
наго святилища, какъ бы мы сошли съ самыхъ небесъ, ставъ
скромными, любомудрыми, говорящими и дѣлающими все благо¬
пристойно; и жена, видя своего мужа возвращающагося иэъ соб¬
ранія, и отецъ сына, и сынъ отца, н рабъ господина, и другъ
друга, н врагъ врага, всѣ пусть чувствуютъ, какую пользу мы
получаемъ здѣсь; а они почувствуютъ, если увидятъ, что вы сдѣ¬
лались болѣе скромными, болѣе благочестивыми. Представь, въ -
какія посвященъ тайны ты, посвященный въ нихъ, съ кѣмъ
вмѣстѣ ты возносишь таинственную пѣснь, съ кѣмъ взываешь
трисвятое. Научи находящихся внѣ, что ты ликовалъ вмѣстѣ съ
серафимами, что ты принадлежишь въ высшему сонму, что ты
причисленъ къ лику ангеловъ, что ты бесѣдовалъ съ Господомъ,