Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
HA

слові

АПООТОДА: А Щ В АДЧВТЪ ВРАГЬ ТВОЙ, УХЛѢВИ ВГО.

169

ихъ сослуживцевъ, а вы, намѣрѳваясь совѳршить эту духовную
службу, не заботитесь ο своихъ сослуживцахъ, лишающихся пользы.
Α что, скажешь, если они сами не хотятъ? Сдѣлай, чтобы они
захотѣли, непрестанною настойчивостію; если они увидятъ нашу
настойчивость, то непрѳмѣнно захотятъ. Но это - 7 прѳдлогъ и отговорка. Сколько здѣсь отцѳвъ, съ которыми не стоятъ вмѣстѣ
сыяовья ихъ? Неужели трудно было тебѣ привести съ собою и
дѣтей? Отсюда видно, что и прочіе остаются внѣ (церкви) не
только по собственной своѳй безпечности, но и по вашему прѳнѳбреженію. Если же не ттрежде, то по крайней мѣрѣ теперь исправьтесь, и пусть приходитъ въ церковь каждый съ своимъ сочленомъ, и отецъ сына, сынъ отца, мужья женъ, жены мужей, господішъ раба, братъ брата, другъ друга, пусть побуждаютъ и привлекаютъ въ здѣшнеѳ собраніе; или—лучше—не только друзей, но
и враговъ будѳмъ призывать въ эту общую сокровшцішцу благъ.
Когда врагъ увидитъ твою заботливость ο немъ, то нѳпремѣнно
прекратитъ вражду.
Скажи ему: неужѳли ты нѳ стыдишься іудеевъ, которыѳ съ
такою точностію собдюдаютъ субботу и съ самаго вечера прѳкращаютъ всякія работы? Какъ только они увидятъ въ ііятницу, что
соднце склоняѳтся къ западу, то прекращаютъ договоры и оканчиваютъ торговлю; и если кто, купивъ что-нибудь у нихъ предъ
вечеромъ, придѳтъ вечѳромъ и принѳсѳтъ плату, то они не позводяютъ себѣ принять ее и получить сѳребро. Но что я говорю ο
платѣ за проданное и ο договорахъ? Бсли бы предстояло получить сокровище, то они скорѣѳ рѣшились бы лшпиться прибыли,
нежели нарушить законъ. Такъ іудеи соблюдаютъ законъ, и притомъ безвременно, и съ такою точностію держатся они установлѳнія, котороѳ не приноситъ имъ никакой пользы, но еще вредитъ; а ты, который выше тѣни, удостоился видѣть Солнце правды,
стремишься къ небѳсной жизни, принялъ истину, нѳ оказываѳшь
усердія даже одинаковаго съ тѣми, которыѳ безвременно прилежатъ къ недоброну дѣлу, но, будучи призываеиъ сюда на малую
часть дня, не хочешъ употребить и втого времени на слушаніе
божественныхъ изреченій ? Какое же, скажи мнѣ, можешь ты получить прощеніѳ? Какое можешь сказать основательное и справеддивое оправданіѳ? Невозможно, нѳвозможно столь безпѳчнону
и нерадивому получить когда-нибудь прощеніѳ, хотя бы онъ тысящекратно ссндался на нужды житейскихъ дѣлъ. Развѣ ты не
знаешь, что, есди ты пршпедпга помолишься Богу и прииешь
учасгіѳ въ здѣпшѳмъ собраніи, то прѳдстоящія тебѣ дѣда будутъ
гораэдо успѣшнѣе? Ты имѣешь житейсвія заботы? Для нихъ и
прнходи сюда, чтобы, цріобрѣтши благоволеніе Божіе пребыва-