Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
170 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УОТАГО. ніѳмъ здѣсь, ты вышелъ съ безопасностію, чтобы тебѣ имѣть
Бога помощникомъ, чтобы тебѣ сдѣлаться непобѣдимымъ для
бѣсовъ при помощи вышней Десницы. Если ты воспользуешься
молитвами отцевъ, примешь участіе въ общей молитвѣ, выслу¬
шаешь божественныя изреченія, пріобрѣтешь помощь Божію, и
такимъ образомъ выйдешь отсюда огражденный этимъ оружіемъ,
то и самъ діаволъ не посмѣетъ взглянуть на тебя, не только что
злые люди, которые стараются злословить и клеветать. Если же ты
выйдешь изъ дома на торжище безъ этого оружія, то легко бу¬
дешь уловляѳмъ всѣми врагами. Оттого многое и въ обще¬
ственныхъ и частныхъ дѣлахъ идетъ у насъ не по нашему же¬
ланію, что мы не о духовномъ напередъ заботимся, а потомъ о
житейскомъ, но извратили порядокъ. Отъ этого и правильный
ходъ дѣла извратился и все у насъ исполнилось великаго смя¬
тенія. Какъ, думаете вы, огорчаюсь я и скорблю, когда подумаю,
что при наступленіи торжества и праздника стекается весь го¬
родъ, хотя бы никто не приглашалъ,—а по прошествіи торжества
и праздника, хотя бы мы провели весь день надрываясь и при¬
глашая васъ, никто не внимаетъ? Часто представляя это въ умѣ,
я тяжко вздыхалъ и говорилъ самому себѣ: для чего предлагать
увѣщаніе иди совѣтъ, когда вы дѣлаете все просто я по при¬
вычкѣ и нисколько не становитесь усерднѣйшими отъ нашего
наставленія? Если въ праздники вы нисколько не нуждаетесь въ
нашемъ увѣщаніи, а по прошествіи ихъ нисколько не пользуетесь
нашимъ наставленіемъ, то не дѣлаете ли излишними наши слова,
сколько это зависитъ отъ васъ? 4. Можетъ быть, многіе изъ слушающихъ это негодуютъ. Но
не такъ думаютъ безпечные; иначе они оставили бы свое нера¬
дѣніе, подобно намъ, которые каждый день заботимся о васъ.
Получаешь ли ты столько прибыли отъ внѣшнихъ дѣлъ, сколько
причиняешь вреда самому себѣ? Невозможно изъ другого собра¬
нія или общества выходить съ такою пользою, какую доставляетъ
пребываніе здѣсь,—укажешь ли на судилище, или на мѣсто совѣ¬
щаній, или на самый царскій дворецъ. Не управленіе народами
и городами, не распоряженіе войсками преподаемъ 'мы приходя¬
щимъ сюда, но другую власть, важнѣе самаго царствованія, или—
лучше—не мы преподаемъ, но благодать Духа. . Какая же это власть, важнѣе царствованія, которую получаютъ
приходящіе сюда? Здѣсь они научаются господствовать надъ по¬
стыдными страстями, царствовать надъ порочною похотію, удер¬
живать гнѣвъ, подавлять зависіъ, порабощать тщеславіе. Не
столько важенъ царь, сидящій на царскомъ престолѣ и облечен¬
ный діадемою, сколько человѣкъ, возведшій въ самомъ себѣ здра-