Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: ащв алчвтъ врагъ твой, тхлави вго. 169 ихъ сослуживцевъ, а вы, намѣреваясь совершить эту духовную
службу, не заботитесь о своихъ сослуживцахъ, лишающихся пользы. А ито, скажешь, если они сами не хотятъ? Сдѣлай, чтобы они
захотѣли, непрестанною настойчивостію; если они увидятъ нашу
настойчивость, то непремѣнно захотятъ. Но это -7 предлогъ и от¬
говорка. Сколько здѣсь отцевъ, съ которыми не стоятъ вмѣстѣ
сыновья ихъ? Неужели трудно было тебѣ привести съ собою и
дѣтей? Отсюда видно, что и прочіе остаются внѣ (церкви) не
только по собственной своей безпечности, но и по вашему прене¬
бреженію. Если же не прежде, то по крайней мѣрѣ теперь исправь¬
тесь, и пусть приходитъ въ церковь каждый съ своимъ сочле¬
номъ, и отецъ сына, сынъ отца, мужья женъ, жены мужей, госпо¬
динъ раба, братъ брата, другъ друга, пусть побуждаютъ и при¬
влекаютъ въ здѣшнее собраніе; или—лучше—не только друзей, но
и враговъ будемъ призывать въ эту общую сокровищницу благъ.
Когда врагъ увидитъ твою заботливость о немъ, то непремѣнно
прекратитъ вражду. Скажи ему: неужели ты не стыдишься іудеевъ, которые съ
такою точностію соблюдаютъ субботу и съ самаго вечера прекра¬
щаютъ всякія работы? Какъ только они увидятъ въ пятницу, что
солнце склоняется къ западу, то прекращаютъ договоры и окан¬
чиваютъ торговлю; и если кто, купивъ что-нибудь у нихъ предъ
вечеромъ, придетъ вечеромъ и принесетъ плату, то они не позво¬
ляютъ себѣ принять ее и получить серебро. Но что я говорю о
платѣ за проданное и о договорахъ? Если бы предстояло полу¬
чить сокровище, то они скорѣе рѣшились бы лишиться прибыли,
нежели нарушить законъ. Такъ іудеи соблюдаютъ законъ, и при¬
томъ безвременно, и съ такою точностію держатся они установ¬
ленія, которое не приноситъ имъ никакой пользы, но еще вре¬
дитъ; а ты, который выше тѣни, удостоился видѣть Солнце правды,
стремишься въ небесной жизни, принялъ истину, не оказываешь
усердія даже одинаковаго съ тѣми, которые безвременно приле¬
жатъ къ недоброму дѣлу, но, будучи призываемъ сюда на малую
часть дня, не хочешь употребить и этого времени на слушаніе
божественныхъ изреченій? Какое же, скажи мнѣ, можешь ты по¬
лучить прощеніе? Какое можешь сказать основательное н спра¬
ведливое оправданіе? Невозможно, невозможно столь безпечному
и нерадивому получить когда-нибудь прощеніе, хотя бы онъ ты-
сящекратно ссылался на нужды житейскихъ дѣлъ. Развѣ ты не
знаешь, что, если ты пришедши помолишься Богу и примешь
участіе въ здѣшнемъ собраніи, то предстоящія тебѣ дѣла будутъ
гораздо успѣшнѣе? Ты имѣешь житейскія заботы? Для нихъ и
приходи сюда, чтобы, пріобрѣтши благоволеніе Божіе пребыва- 177