Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
168 ТВОРЕНІЯ СВ. I. 8ЛАІОУОТАГО. шій яхъ, объявшій и тѣло ихъ, и глаза, и самое дыханіе, не пе¬
реставали пѣть съ тварями священную и таинственную пѣснь
Богу, но стоя тогда посреди пламени, усерднѣе, чѣмъ находя¬
щіеся на лугу, возсылали славословіе общему всѣхъ Господу; а
вмѣстѣ съ этими тремя отроками и о львахъ вавилонскихъ, о
Даніилѣ и его рвѣ (Дан. ѵі, 24). И не только объ этомъ прошу
ихъ вспомнить, но и о другомъ рвѣ и пророкѣ, о погрязшемъ въ
тинѣ до самой шеи Іереміи (Іер. хххѵш, 6). Вышѳдшн изъ рвовъ,
я хочу ввести ссылающихся на жаръ въ темницу и показать
тамъ Павла и Силу, связанныхъ колодкою, обремененныхъ ранами
и язвами, пораженныхъ по всему тѣлу множествомъ ударовъ, и
въ полночь воспѣвающихъ Бога и совершающихъ это священное
всенощное бдѣніе (Дѣян, хѵі, 25). Не безразсудно ли, тогда какъ
эти святые, находясь въ печи, въ огнѣ, во рвѣ, посреди звѣрей,
въ тинѣ, въ темницѣ, въ колодкѣ, въ ранахъ, подъ стражею и
среди невыносимыхъ бѣдствій, никогда не ссылались ни на что
подобное, но съ великою готовностью и пламевнымъ усердіемъ
постоянно пребывали въ молитвахъ и священныхъ пѣснопѣніяхъ,
мы, не потерпѣвъ ни малаго, ни великаго изъ исчисленныхъ бѣд¬
ствій, по причинѣ жара, малой теплоты и пота пренебрегаемъ
собственнымъ своимъ спасеніемъ и, оставивъ здѣшнія собранія,
блуждаемъ внѣ, растлѣваясь въ собраніяхъ, не имѣющихъ ни¬
чего здраваго? Такова роса божественныхъ изреченій, и ты ссы¬
лаешься на жаръ? Вода, говоритъ Христосъ, *>же Авъ дамъ ему,
будетъ въ немъ источникъ води текущія въ животъ вѣчный (Іоан,
іѵ, 14), и еще: вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки ивъ чрева
ею истекутъ воды живы (Іоан, ѵіі, 88). Ты, имѣя источники и
рѣки духовныя, скажи мнѣ, боишься жара чувственнаго? А на
торжищѣ, гдѣ такой шумъ, тѣснота и великій зной, скажи мнѣ,
почему ты не жалуешься на Духоту и жаръ? Не можешь ты ска¬
зать, что тамъ можно наслаждаться прохладнѣйшимъ воздухомъ,
а здѣсь у насъ собрался весь удушливый жаръ; совершенно на¬
противъ, здѣсь и отъ лежащихъ на полу плитъ и отъ прочихъ
удобствъ въ у стройкѣ храма, — потому что онъ поднимается на
огромную высоту,—воздухъ легче и прохладнѣе, а тамъ вездѣ
сильные лучи солнца, великая тѣснота, дымъ и пыль, и другія
17« гораздо большія непріятности. Отсюда видно, что эти безразсуд¬
ныя отговорки происходятъ отъ безпечности, отъ души неради¬
вой и лишенной пламени Духа. • 3. Объ этомъ распространяюсь я теперь не столько для нихъ,
сколько для васъ, которые не привлекаете ихъ, не отклоняете отъ
безпечности и не приводите къ этой спасительной трапезѣ. И
слуги, намѣреваясь исполнить общую службу, призываютъ сво-