Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Н1 ОЛОВА апостола: аще алчетъ врагъ твой, гхлвбн кго. 167 Гдѣ же теперь тѣ, которые тѣснили насъ въ праздники? Ихъ я
ищу, объ нихъ скорблю, представляя, какое погибаетъ множество
призываемыхъ ко спасенію, какую терплю я потерю братій, какъ
мало число спасающихся, и большая часть тѣла церкви уподо¬
бляется мертвому и неподвижному тѣлу. Но, скажутъ, что до
этого намъ? Къ вамъ особенно и относится это, къ вамъ, которые
не заботитесь о нихъ, не убѣждаете и не совѣтуете, къ вамъ, ко¬
торые не принуждаете ихъ, не влечете насильно и не отклоняете
отъ великаго нерадѣнія. Не для себя самого только должно быть
полезнымъ, но и для многихъ, какъ показалъ Христосъ, назвавъ
насъ солію, закваскою и свѣтомъ (Матѳ, ѵ, 13, 14). Эти предметы
полезны и благодѣтельны для другихъ. Такъ свѣтильникъ свѣ¬
титъ не для себя самого, но для находящихся во мракѣ; и ты—
свѣтильникъ, не для того, чтобы ты одинъ пользовался свѣтомъ,
но чтобы руководилъ заблуждшаго. Что пользы въ свѣтильникѣ,
если онъ не свѣтитъ находящемуся во мракѣ? Что пользы и въ
христіанинѣ, если онъ никому не приноситъ пользы, никого не
руководитъ къ добродѣтели? Также соль не себя только поддер¬
живаетъ, но укрѣпляетъ и согнивающія тѣла, не допускаетъ имъ
портиться и погибать. Такъ точно и ты: если Богъ сдѣлалъ тебя
солію духовною, то поддерживай и укрѣпляй гніющіе члены, т. е.
безпечныхъ и нерадивыхъ иэъ братій, и избавивъ ихъ отъ без¬
печности, какъ бы отъ нѣкоторой гнилости, соедини съ прочимъ
тѣломъ Церкви. Потому Онъ назвалъ тебя и закваскою (Матѳ, хш, 33): закваска не себя заквашиваетъ, но прочее смѣшеніе, великое
и безмѣрное, хотя сама она мала и незначительна. Такъ точно и
вы: хотя вы и малы числомъ, но будьте велики и сильны вѣрою
и усердіемъ по Богу. Какъ закваска, не смотря на свою малость,
не бываетъ безсильною, но дѣйствуетъ по причинѣ заключающейся
въ ней теплоты и свойственной ей силы, такъ точно и вы мо¬
жете гораздо большихъ возбудить къ одинаковой съ вами рев¬
ности, если захотите. Но могутъ ссылаться на жаръ, потому что
я слышу, какъ говорятъ: теперь сильная духота, несносный жаръ, m
мы не можемъ переносить затрудненій и тѣсноты въ толпѣ, обли¬
ваясь потомъ и изнемогая отъ жара и тѣсноты. Мнѣ стыдно за
такихъ людей, повѣрьте; это—отговорки женщинъ, или—лучше—
отговорки недостаточныя для оправданія и ихъ, у которыхъ тѣла
нѣжнѣе и природа слабѣе. Хотя и стыдно опровергать такое
оправданіе, однако это необходимо. Если они не стыдятся пред¬
ставлять такія отговорки, то тѣмъ болѣе не должно стыдиться
намъ, опровергая ихъ. Что же скажу я представляющимъ такія
отговорки? Я хочу напомнить имъ о трехъ отрокахъ, бывшихъ въ
печи и пламени, которые, видя огонь, со всѣхъ сторонъ окружав-