Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
164

ТВОРЕШЯ СВ. ЮАННА ЗЛЛТОУСТлГО.

учѳніѳмъ благочестія, нанося діаволу

смѳртѳльную рану. И кре~

стися самъ и свои ему вси абіе, и возрадовася со веѣмъ домомъ своимъ,
вѣровавъ Богу (Дѣян. хѵі, 33, 34).

Отсюда мы научаемся никогда нисколько не медлить въ дѣлахъ духовныхъ, но всякое случающееся время считать удобнымъ.
Въ самомъ дѣлѣ, если эти святые не хотѣли отложить дѣла
ночыо, то какое оііравданіе будемъ имѣть мы, пренебрегая духовною пользою въ другое время? Видишь ли тѳмницу, сдѣлавшуюся церковію? Видишь ли жилище прѳступниковъ, внезапно обратившееся въ молитвенный домъ, и священнодѣйствіе, тамъ совѳр171 шаемое? Такъ важно — бодрствовать и никогда нѳ пренебрегать
духовною пользою, но всякое время считать удобнымъ для такого пріобрѣтенія. Поэтому хорошо говорилъ этотъ блажѳнный
въ посланіи: яко любящьшъ Бога вся поспѣгиествуютъ во благое. Это

изреченіе будемъ и мы, увѣщеваю васъ, имѣть начѳртаннымъ въ
душѣ нашей и не будемъ никогда сѣтовать, когда подвергнемся
въ этой жизни какимъ-нибудь прискорбнымъ обстоятельствамъ,
или тѣлеснымъ болѣзнямъ, или какимъ-либо другимъ печальнымъ
случаямъ; но, руководясь вѳликимъ любомудріемъ, будѳмъ противиться всякому искушенію, зная, что если мы будѳмъ внимательны,
то можѳмъ получать пользу отъ всего и еще большѳ отъ искушеній, чѣмъ отъ благопріятныхъ обстоятельствъ; не будемъ никогда падать духомъ, представляя, сколько пользы отъ терпѣнія,
равно пе будемъ питать ненависти и къ тѣмъ, которые подвергаютъ насъ искушеніямъ, потому что хотя они дѣлаютъ это, имѣя
сюбственную цѣль, но общій Владыка попускаетъ это, желая, чтобы
мы и чрезъ это пріобрѣтали духовныя блага иполучили награду за
терпѣніе. Итакі>, если мы будемъ въ состояніи съ благодарностію
172 ііереносить ириключающіяся бѣдствія, то изгладимъ не малую часть
грѣховъ нашихъ. Если Господь, видя такое сокровище и учителя
вселенной подвергающимся каждый двнь опасностямъ, допускалъ
:+то, не потому, чтобы Онъ ирезиралъ своего подвияшика, но потому,
что приготовлялъ для него иространнѣйшее поприще, дабы даровать
ему блистательнѣйшіе вѣнцы, то что можемъ сказать мы, исполнѳниые безчисленныхъ грѣховъ и за это часто впадагощіе въ искушенія,
чтобы, получивъ за нихъ наказаніе здѣсь, удостоиться хотя малаго
шілосердія и получить въ тотъ страшный день неизреченныя блага?
Размышляя объ этомъ въ самихъ себѣ, будемъ мужественно принимать все, чтобы намъ и получить награду за терпѣніе отъ человѣко.іюбиваго Господа, и изгладить множество грѣховъ нашихъ, и
сиодобиться вѣчныхъ блаіч>, благодатію и человѣколюбіемъ Господа
наіпего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ,
слава, держава, честь, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.