Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
162

ТВОРЕШЯ ОВ. 10ΑΚΚΑ ЗЛАТ07СТАГ0.

169 пѣсни, даже не чувствовали своихъ скорбѳй, но всѳцѣло прецавались молитвѣ и возносили свое дивное пѣснопѣвіѳ, такъ что тѳмница сдѣлалась церковію, и всякое мѣсто освящалось пѣснопѣвіѳиъ этихъ святыхъ. И можно было видѣть чудныя и дивныя
дѣла, какъ люди, связанныѳ колодкою, не встрѣчали никакого препятствія къ пѣснопѣнію. Такъ, человѣку бодрствующему, вниматвльному и имѣющѳму пламеннуго любовь къ Богу ничто никогда
нѳ можетъ прѳпятствовать бесѣдовать съ Господомъ. Богъ, говоритъ Онъ, приближайся Азъ есмь, α не Богъ издалеча (Іѳрем. ххш,

23); и еще въ другомъ мѣстѣ: егце глаголющи ти реку: се пріидохъ
(Ис. ьѵш, 9 ) . Гдѣ душа бодрствующая, тамъ умъ окрыляется и
освобождается, такъ сказать, отъ узъ тѣла, возлетаетъ къ предмѳту
любви и, презирая землю и становясь выше всего видимаго, стренится къ Нему.Тоже самое было и съ этими святыми. Посмотри
на внѳзапное дѣйствіе ихъ пѣснопѣній и какъ они, находясь въ темницѣ, будучи связаны колодкого и поставлены на ряду съ мошенншсами и прѳступниками, не только нѳ потерпѣли никакого вреда,
но еще болыпѳ просіяли отъ этого и свѣтомъ собствевной добродѣтели озарили всѣхъ, бывшихъ въ темницѣ, потому что голосъ свящѳнныхъ пѣснѳй ихъ, входя въ душу каждаго изъ узниковъ, из• мѣнялъ ее, такъ сказать, и преобразовывалъ. Внезапуже, говоритъ
9

дѣѳписатель, трусъ бысть велій, яко поколебатися основанію темничпому: отеерзошася же абіе двери вся, и всѣмъ юзы оелабѣша (Дѣян.

х п , 26). Видишь ли силу пѣснопѣній Богу? Не только сами, возносившіе пѣснопѣнія, получали утѣшеніе, но и сдѣлали то, что со
всѣхъ оковы спали, чтобы на самомъ дѣлѣ видно было, какъ любящымъ Бога еся поспѣшествуютъ во благое. Вотъ и удары, и темвлца,

и колодка, и пребываніѳ съ преступниками,—и однако все это сдѣлалось причиною благъ и поводомъ къ славѣ, не только для апостоловъ и бывшихъ въ темницѣ] узниковъ, но и для самаго темничнаго стража. Возбуждся же, говорится, темничный стражъ щ
ѳидѣвъ отверсти двери темницы, изѳлекъ ножъ, хотягие себе убитщ

мпя избѣгшя. юзники (Дѣян. х п , 27). Посмотри здѣсь на человѣколюбіе Божіе, которое превышаетъ всякое слово. Для чего все это
совершается въ полунощи? Не для чего иного, какъ для того, чтобы
дѣло устроилось безъ шума и спокойно, и чтобы соверпшлось спасеніе темничнаго стража. Въ самомъ дѣлѣ, когда сдѣлалось землетрясеніѳ и двери отворились, оковы спали со всѣхъ, тамъ находившихся, никому изъ нихъ не было допущево уйти оттуда. Замѣть здѣсь и съ другой стороны премудрость Божію. Все прочеѳ,
т. е. землетрясѳніе и открытіе дверѳй, произошло для того, чтобы
всѣ на дѣлѣ узнали, каковы были находившіеся тогда въ темницѣ,
что они были не простые лгоди, но выйти оттуда никому не было