Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА Апостола: НЕ точно жв, но и хвалимся въ скорвехъ... 163 допущено, чтобы это не подавало повода къ опасностямъ для тем¬
ничнаго стража. А что это справедливо, послушай, какъ темнич¬
ный стражъ, лишь только замѣтилъ случившееся и подумалъ, что
нѣкоторые разбѣжались, не дорожилъ самою жизнію своею. Извлекъ 170
поясъ, говорится, хотяше себе убити. Но вездѣ бодрствовавшій и пре¬
дусмотрительный, блаженный Павелъ, собственнымъ голосомъ ис¬
торгнулъ агнца изъ пасти дикаго звѣря. Онъ возгласи гласомъ ве-
ліимъ, глаголя: ничтоже сотвори себѣ зла: вси бо есмы здѣ (Дѣян, хѵі, 28). О, крайнее смиренномудріе! Онъ не думалъ высоко о себѣ при
такомъ событіи, не напалъ на темничнаго стража, не позволилъ
себѣ произнести что-нибудь надменное, но въ числѣ узниковъ,
преступниковъ и злодѣевъ поставилъ и себя самого, сказавъ: вси
семи здѣ. Видишь ли, сколь великое показываетъ онъ смиренно¬
мудріе и не приписываетъ себѣ ничего больше находившихся
тамъ злодѣевъ? Посмотри затѣмъ и на темничнаго стража, ко¬
торый приступаетъ къ нему уже не какъ къ одному изъ прочихъ.
Ободрившись и просивъ свѣщи, онъ вскочи, и трепетенъ бывъ, припаде
къ Павлу и Силѣ, и изведъ гасъ вонъ, рече: господіе, что ми подобаетъ
творити, да спасуся (Дѣян, хѵі, 29, 80)? Видите ли, какъ любящимъ
Вега вся поспѣшествуютъ во благое? Видите ли, какъ уничтожена
хитрость діавола, какъ недѣйствительными оказались козни его?
Когда они изгнали бѣса, то онъ устроилъ, что они были посажены
въ темницу, думая чрезъ это поставить препятствіе распростра¬
ненію проповѣди. Но вотъ и темница послужила для нихъ пово¬
домъ къ духовному пріобрѣтенію. 4. Такъ и мы, если будемъ внимательны, можемъ получать
пользу, не только находясь въ благопріятныхъ обстоятельствахъ,
но и въ скорбяхъ, и тогда еще болѣе, чѣмъ при благополучіи,
потому что благополучіе, какъ бываетъ по большей части, дѣ¬
лаетъ людей безпечными,—а скорбь, заставляя быть вниматель¬
ными, дѣлаетъ достойными и вышней помощи, особенно когда мы
въ надеждѣ на Бога оказываемъ терпѣніе и твердость во всѣхъ
приключающихся скорбяхъ. Не будемъ же сѣтовать, когда пости¬
гаютъ насъ бѣдствія, но будемъ болѣе радоваться, потому что
это бываетъ поводомъ къ нашей славѣ. Поэтому и Павелъ гово¬
рилъ: вѣмы же, яко любящимъ Бога вся поспѣшествуютъ во благое. Но посмотримъ на пламенную душу тѣхъ святыхъ. Когда они
услышали слова темничнаго стража: что ми подобаетъ творитида
спасуся, то медлили ли они, отложили ли, пренебрегли ли огла¬
шеніемъ? Нѣтъ; но что сказали они ему? Вѣруй въ Господа Іисуса
Христа, и епасешися ты и весь домъ твой (Дѣян, хѵі, 31). Посмотри
на апостольскую попечительность. Они не довольствуются его спа¬
сеніемъ, но чрезъ него хотятъ и всѣхъ домашнихъ его уловить ИЩАНЯ СПВ. ДУХ. АКАДЕМІИ. 11*