Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
160

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

мы увѣрены, мы убѣждены, на самомъ опытѣ получили доказатсльства, вѣмьіу яко любящимъ Воіа вся поспѣьиествуютъ во благое.

2. Какая, думаѳте вы, сила заключается въ этомъ краткомъ
изреченіи? Вся, говоритъ, поспѣіиествуютъ во благое. Нѳ указывай мнѣ здѣсь на пріятное, не представляй только покой и безопасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежедневныя нападенія, и тогда увидишь въ точности силу изречѳнія.
Чтобы не отвлѳкать любовь вашу слишкомъ далѳко,—ѳсли хотите,
мы представимъ немногое нзъ того, что происходило съ этимъ
блаженнымъ, и вы увидита рилу изреченія. Когда онъ, ходя
всюду, сѣя слово благочестія, исторгая плевелы и стараясь насадить истину въ душѣ каждаго, былъ въ одномъ городѣ Македоніи, какъ повѣствуетъ намъ блаженный Лука, составившій
книгу Дѣяній, то встрѣтилъ нѣкоторую служанку, имѣвшую злаго
бѣса и не могшую молчать, но ходившую и хотѣвшую посрѳдствомъ этого бѣса сдѣлать апостоловъ извѣстннми вездѣ, и, прогнавъ его съ великою властію, словомъ и повелѣніемъ, какъ бы
какого-нибудь негоднаго раба, избавилъ ее отъ злаго бѣса. Послѣ
этого жителямъ того города слѣдовало бы смотрѣть на апостоловъ какъ на благодѣтѳлей и спасителей и всякаго рода почитаніемъ воздать имъ за такое благодѣяніе, а они воздаютъ противнымъ. Послушай, чѣмъ они воздаютъ имъ. Видѣеше, говоритъ
дѣеписатель, господге ея, яко изыде падежда стяжанія изсъ, поемгие
Паела и Силу, влекоша на торгъ ко княземъ, и приведше ихъ къ
ѳоеводамъ, и мпоги да&гае шьъ раны, всадиша въ темнщу, завѣгцаеше
темничному стражу твердо стрещи ихь (Дѣян. хѵі, 9 — 2 3 ) . Ви-

дите ли крайнее нечестіе жителей того города? Видите ли терпѣніе и твердость апостоловъ? Подождите немного, и вы увидите
и Боясіѳ человѣколюбіе. Онъ, какъ премудрый и провидящій, не
вначалѣ и при пѳрвомъ случаѣ избавляетъ отъ бѣдствій, но
когда усилятся всѣ мѣры враговъ и когда дѣлами доказано будетъ терпѣніѳ подвижниковъ Его, тогда и являетъ собствѳнную
помоіць, чтобы никто не могъ говоріпъ, будто они потому рѣшаются на опасности, что увѣрены, что съ ними не случится ничего
непріятнаго. Поэтому Онъ нѣкоторымъ и попускаеть тѳрпѣть
бѣдствія, по своей неизрѳченной прѳмудрости, а нѣкоторыхъ избавляетъ отъ нихъ, чтобы ты изъ всего позналъ чрезмѣрное человѣколюбіе Его, и то, что Онъ, соблюдая для нихъ больпгія награды, часто попускаетъ усиливаться бѣдствіямъ. Такъ Онъ поступилъ и здѣсь. Послѣ такого чуда и благодѣянія, которое оказали
изгнавшіѳ безстыднаго бѣса, Онъ попустилъ имъ получить удары
и быть посаженными въ темницу, потому что отсюда особенно и
открылась сила Божія. Поэтому-то блажѳнный Павелъ и говорилъ: