Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: пе точно же. но и хвалимся въ скорбвхъ. 161 еладц» убо похвалюся паче въ немощехъ моихъ, да вселится въ мя сила
Христова; и еще: егда немохцствую, тогда силенъ если,—называя не¬
мощію непрестанныя искушенія (2 Кор. хіі, 9,10). Но, можетъ быть,
здѣсь кто-нибудь недоумѣваетъ, почему они изгнали бѣса, который не
говорилъ ничего противнаго имъ, но еще дѣлалъ ихъ извѣстными,
потому что онъ много дней кричалъ, говоря: сіи человѣци раби ■
Бога вышняго суть, иже возвѣщаютъ намъ путь спасенія (Дѣян, хѵі,
17). Не удивляйся, возлюбленный: и это было дѣломъ благоразу¬
мія апостольскаго и благодати Духа. Въ самомъ дѣлѣ, онъ не го-
говорилъ ничего противнаго имъ, но дабы, чрезъ это сдѣлавшись
достойнымъ довѣрія, бѣсъ не могъ и въ другихъ дѣлахъ увле¬
кать людей болѣе простыхъ, для того апостолъ заградилъ ему
уста и изгналъ его, не допустивъ ему говорить тб, чтб выше его
достоинства. Это сдѣлалъ онъ, подражая своему Господу, потому
что и къ Нему приступая говорили: вѣмы тя, кто еси, святый
Божій (Лук. гѵ, 34); однако Онъ изгонялъ говорившихъ такъ. А совершалось это въ обличеніе безстыдныхъ іудеевъ, которые,
видя каждый день происходившія чудеса и безчисленныя зна¬
менія, не вѣрили, между тѣмъ какъ бѣсы признавали и исповѣ-
дывали Его Сыномъ Божіимъ. 3. Впрочемъ, возвратимся къ предмету нашей рѣчи. Чтобы вы
знали, какъ любящимъ Бога все содѣйствуетъ ко благу, нужно
прочитать вамъ весь разсказъ объ этомъ событіи, чтобы и отсюда
вы увидѣли, какъ послѣ ударовъ, послѣ темницы, все во благо
имъ обратила благодать Божія. Но посмотримъ, какъ излагаетъ
это блаженный Лука. Таково завѣщаніе пріемъ, говоритъ онъ,
темничный стражъ всади ихъ во внутреннюю темницу, и ноги ихъ
заби въ кладѣ (Дѣян, хѵі, 24). Замѣть, какъ усиливаются бѣдствія,
чтобы и терпѣніе апостоловъ сдѣлалось блистательнѣйшимъ и не¬
изреченная сила Божія стала явною для всѣхъ. Выслушай и даль¬
нѣйшее. Въ полунощи же, продолжаетъ онъ, Павелъ и Сила моля-
іцеся пояху Бога (Дѣян, хѵі, 25). Посмотри на возвышенную душу,
иосмоіри на бодрствующій умъ; не будемъ, возлюбленные, оставлять
этихъ словъ безъ вниманія. Не напрасно обозначилъ онъ намъ и
время, сказавъ: въ полунощи же, но желая показать, что тогда какъ
надъ всѣми другими тяготѣетъ пріятный сонъ и смежаетъ ихъ
вѣжди, — особенно же тѣ, которые обременены многими скорбями,
обыкновенно предаются въ это время сну,—тогда какъ, говоритъ,
сила сна господствовала вездѣ, тогда они, молящеся пояху Бога,
представляя величайшее доказательство своей любви къ Нему.
Какъ мы, страдая тѣлесными болѣзнями, ищемъ общества людей
близкихъ, чтобы разговоромъ съ ними утолить силу боли, такъ и
эти святые, пламенѣя любовію къ Господу и вознося священныя и ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТО У СТА ГО.