Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
156 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА ГО. противъ него. Но что я говорю: былъ славенъ предъ людьми, —
если онъ и для бѣсовъ былъ страшенъ болѣе тогда, когда былъ
бичуемъ? Когда онъ находился въ узахъ, когда подвергался ко¬
раблекрушеніямъ, тогда и совершалъ величайшія знаменія, тогда
особенно и побѣждалъ противныя силы. Поэтому, зная хорошо
пользу, происходящую для души отъ этихъ скорбей, онъ говорилъ:
егда немощствую, тогда силенъ семь; и потомъ прибавлялъ: тѣмже
163 благоволю въ немощехъ, въ досажденіихъ, въ бѣдахъ, во изгнаніихъ, въ
тѣснотахъ, да вселится въ мя сила Христова (2 Кор. XII, 10, 9). • Поэтому и говоря къ нѣкоторымъ, жившимъ въ Коринѳѣ, и уко¬
ряя тѣхъ изъ нихъ, которые высокомудрствовали о себѣ, а другихъ
осуждали, онъ, соблюдая характеръ посланія и находясь въ не¬
обходимости представить намъ изображеніе своихъ подвиговъ,
составилъ его не изъ знаменій, не изъ чудесъ, не изъ почестей,
не изъ удовольствій, но изъ заключеній въ узы, судилищъ, го¬
лода, холода, борьбы, козней, и говорилъ имъ такъ: служгтеліе ли
Христовы суть? Не въ мудрости глаголю: паче азъ;—и объясняя это
выраженіе: паче, и свое преимущество, продолжалъ: въ трудахъ
множае, въ ранахъ преболѣ, въ темницахъ шлиха, въ смертелъ мно-
гащи и пр.: аще хвалитиея подобаетъ, о не.ѵощи моей похвалюся
(2 Кор. XI, 23—30,). Видишь ли, что этимъ онъ хвалится гораздо болѣе, нежели
восхищается блистательными вѣнцами, и потому говоритъ: не то-
чмо же, но и хвалимся въ скорбехъ? Что же значитъ: не точію? Не
только, говоритъ, мы не падаемъ духомъ, испытывая скорби и
бѣдствія, но какъ бы болѣе и болѣе преуспѣвая въ чести и славѣ,
особенно хвалимся среди приключающихся бѣдствій. Далѣе, ска¬
завъ, что отъ скорбей происходить величайшая слава, хвала и
радость, - а извѣстно, что слава доставляетъ и удовольствіе, по¬
тому что гдѣ удовольствіе, тамъ конечно есть и слава, и гдѣ та¬
кая слава, тамъ конечно есть и удовольствіе,—показавъ, что тер¬
пѣніе скорбей сопровождается славою, знаменитостію и радостію,
онъ говоритъ о другомъ величайшемъ ихъ слѣдствіи, о нѣкото¬
ромъ величайшемъ и дивномъ плодѣ ихъ. А какой этотъ плодъ,
посмотримъ. Вѣдяще, говоритъ онъ, яко скорбь тѣрпѣніе содѣло-
воетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе, упованіе же не
посрамитъ (Тим. ѵ, 3.5/Что значитъ: вѣдяще, яко скорбь терпѣніе со-
дѣловаетъ? Отъ этого происходитъ тотъ величайшій плодъ, что чело¬
вѣкъ, подвергающійся скорбямъ, дѣлается болѣе крѣпкимъ. Какъ
изъ деревъ тѣ, которыя стоятъ въ, мѣстахъ тѣнистыхъ и безвѣ¬
тренныхъ, бываютъ хотя цвѣтисты по виду, но изнѣжены и слабы,
и скоро повреждаются отъ всякаго напора вѣтровъ, а тѣ, которыя
стоятъ на высокихъ вершинахъ горъ, колеблются многими и ве-