Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
150 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. годы и неожиданныхъ обстоятельствъ, но не разрушаемыя и самою
смертію. Отъ этихъ же надеждъ можно видѣть плоды, блистаю¬
щіе и въ самыхъ случайныхъ обстоятельствахъ, и обильное и
великое воздаяніе. Поэтому и блаженный Павелъ взывалъ: не то¬
чію же, но и хвалимся въ скорбехъ (Римл, ѵ, 3). Не будемъ, увѣ¬
щеваю васъ, оставлять эти слова безъ вниманія; но если рѣчь
привела насъ опять, не знаю какимъ образомъ, къ пристани пре¬
краснаго кормчаго Павла, то займемся его изреченіемъ, хотя
краткимъ, но научающимъ насъ великому любомудрію. Что же
значатъ эти слова, и что внушаетъ онъ намъ, когда говорить: не
точію же, но и хвалимся въ скорбехъ? Если угодно, обратимъ рѣчь
ученія немного выше, и мы увидимъ весьма ясно силу мыслей,
здѣсь сообщаемую намъ. Пусть же никто не утомляется тѣломъ,
но пусть вмѣсто росы будетъ желаніе духовнаго слушанія. Такъ,
у насъ рѣчь о скорби, желаніи вѣчныхъ благъ, терпѣніи и воз¬
даяніи за это тѣмъ, которые не пали. Что же значитъ: не точію?
Кто сказалъ это, тотъ выражаетъ, что онъ говорилъ намъ о мно¬
гихъ другихъ предшествовавшихъ благахъ, къ которымъ приба¬
вляетъ и это,—благо отъ скорби. Поэтому онъ и говоритъ: не то¬
чію же, но и хвалимся въ скорбехъ. Чтобы сказанное было яснѣе,
потерпите краткое время, пока мы будемъ вести рѣчь о предметѣ
отдаленнѣйшемъ. Когда апостолы возвѣщали божественное ученіе и ходили по
всей вселенной, сѣя слово благочестія, исторгая заблужденіе съ
корнемъ, разрушая отцовскія установленія нечестивыхъ, истре¬
бляя всякое беззаконіе, очищая землю, повелѣвая отстать отъ
идоловъ, ихъ храмовъ, жертвенниковъ, торжествъ и обрядовъ, а
признавать одного и единственнаго Бога всѣхъ и питать надежды
на будущее, говорили объ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, любо¬
мудрствовали о воскресеніи и бесѣдовали о царствѣ небесномъ,
тогда изъ-за этого загорѣлась война жестокая и убійственнѣйшая
изъ всѣхъ войнъ, все исполнилось безпокойства, смятенія и тре¬
воги, всѣ города, и всякій народъ, и домы, и обитаемыя и необи¬
таемыя страны, такъ какъ древніе обычаи были потрясаемы, столько
господствовавшіе предразсудки ниспровергаемы, и новые вводимы
158 догматы, о которыхъ никто никогда не слыхалъ; противъ этого
гнѣвались цари, негодовали начальники, возмущались простые
люди, волновались площади, свирѣпствовали судилища, обнажа¬
лись мечи, заготовлялись оружія, грозили законы. Отъ этого под¬
нимались наказанія, мученія, угрозы и все, что у людей считается
страшнымъ. Какъ бываетъ на морѣ, когда оно бушуетъ и произ¬
водитъ ужасныя кораблекрушенія, нисколько не лучше того было
тогда и состояніе вселенной: отецъ отказывался отъ сына за его благо-