Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
147

ПОРИЦЛШВ НВ ВЫВШИХЪ ВЪ ЦВРКВИ.

даетъ (отличаѳтъ)? Что же имаши, его же нѣси пріялъ? Аще же и
пріялъ еси, что хвалишися, яко не пріемь (— іѵ, 7)?
Итакъ это слово: званъ есть не другое что, какъ урокъ смиренномудрія, низложеше надмѳнности, укрощеніе высокомѣрія. Ничто, точно ничто нѳ можетъ такъ обуздывать и воздѳрживать насъ,
какъ емиренномудріе, когда т. е. мы бываеиъ скромны, смирѳнны
и никогда нисколько не мечтаемъ ο сѳбѣ. Вѣдая это, и Христосъ,
когда приступалъ къ прѳподаянію духовнаго того ученія, началъ
съ увѣщанія къ смиренномудрію, и, отвѳрзши уста, напѳредъ постановилъ этотъ законъ словами: блажени нищіи духожЪ (Мате. ѵ,
3). Кто намѣреваѳтся строить большой и вѳликолѣпный домъ,
тотъ полагаетъ и основаніе соотвѣтствѳнное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впослѣдствіи будетъ лежать на немъ:
такъ и Христосъ, начиная возводить въ душахъ учѳниковъ великое здаше любомудрія, напѳредъ полагаетъ увѣщаніе къ смиренвомудрію, какъ твѳрдое и непоколебимоѳ основаніе, — первую и
нилшюю часть эданія, зная, что, когда эта добродѣтель вкоренится въ сѳрдцахъ слушателей, то и всѣ прочія добродѣтели могутъ уже безопасно назидаться. Слѣдоватѳльно, когда нѣтъ въ
человѣкѣ этой добродѣтѳли, тогда онъ напрэсно, попусту и безъ
пользы будетъ трудиться, хотя и совершитъ всѣ прочія добродѣтели. Какъ чѳловѣкъ, построившій домъ на пескѣ, хоть и подъялъ
трудъ, но нѳ получилъ пользы, потому что не положилъ надежваго основанія,—такъ, сколько бы кто ни сдѣлалъ добра, бѳзъ смиренномудрія, погубитъ и испортитъ все. Α смиренномудріе разумѣго не то, что на словахъ и на языкѣ, а то, что въ сердцѣ, отъ
дупш, въ совѣсти,—что видѣть можетъ одинъ Богъ. Эта добродѣтель, одна и сама по себѣ достаточна къ умнлостивлешю Бога,
что и доказалъ мытарь. Не имѣя ничего добраго и не могпш похвалиться хорошими дѣлами, онъ сказалъ только: буди милостивъ
мнѣ грѣгинику (Лук. хѵш, 12)—и вышелъ праведнѣе фарисея;
между тѣиъ это были слова еще не смиренномудрія, но искренвяго сознанія. Смиренномудріе состоитъ въ томъ, когда человѣкъ,
признавая въ себѣ великія совершепства, нисколько не мечтаетъ
ο себѣ; а сознаніѳ — въ томъ, когда человѣкъ, будучи грѣпшикомъ, самъ исповѣдуѳтъ это. Бсли же не сознавшій въ себѣ щічего добраго, исповѣдавъ то, чѣмъ овъ былъ, такъ преклонилъ
Бога на милость,—то какимъ дерзновеніемъ будутъ пользоваться
тѣ, которыѳ могли бы указать на множество своихъ добродѣтелей
скрываютъ однакожъ таковыя, и ставятъ себя въ числѣ послѣднихъ? Такъ-то сдѣлалъ и Павелъ: будучи пѳрвымъ изъ всѣхъ пра- 155
ведниковъ, онъ называлъ себя первымъ изъ грѣпшиковъ (1 Тим.
і, 16); и нѳ только называдъ себя такъ, но и былъ убѣжѳднъ въ
И8Д4Я1В ОПВ. ДТХ. АКАДВМШ.

10*