Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОРИЦАНІЕ НВ ВЫВШИХЪ ВЪ ЦВРКВЕГ. 147 даетъ (отличаетъ)? Что же имаши, его же нпси пріялъ? Аще же и
пріялъ еси, что хвалитиея, яко не пріемъ (— іѵ, 7)? Итакъ это слово: званъ есть не другое что, какъ урокъ сми¬
ренномудрія, низложеніе надменности, укрощеніе высокомѣрія. Ни¬
что, точно ничто не можетъ такъ обуздывать и воздерживать насъ,
какъ смиренномудріе, когда т. е. мы бываемъ скромны, смиренны
и никогда нисколько не мечтаемъ о себѣ. Вѣдая это, и Христосъ,
когда приступалъ къ преподаянію духовнаго того ученія, началъ
съ увѣщанія къ смиренномудрію, и, отверзши уста, напередъ по¬
становилъ этотъ законъ словами: блажеми нищіи духомъ (Матѳ, ѵ, 3). Кто намѣревается строить большой и великолѣпный домъ,
тотъ полагаетъ н основаніе соотвѣтственное, чтобы оно могло вы¬
держать тяжесть, которая впослѣдствіи будетъ лежать на немъ:
такъ и Христосъ, начиная возводить въ душахъ учениковъ вели¬
кое зданіе любомудрія, напередъ полагаетъ увѣщаніе къ смирен¬
номудрію, какъ твердое и непоколебимое основаніе, — первую и
нижнюю часть вданія, зная, что, когда эта добродѣтель вкоре¬
нится въ сердцахъ слушателей, то и всѣ прочія добродѣтели мо¬
гутъ уже безопасно назидаться. Слѣдовательно, когда нѣтъ въ
человѣкѣ этой добродѣтели, тогда онъ напрасно, попусту и безъ
пользы будетъ трудиться, хотя и совершитъ всѣ прочія добродѣ¬
тели. Какъ человѣкъ, построившій домъ на пескѣ, хоть и подъялъ
трудъ, но не получилъ пользы, потому что не положилъ надеж¬
наго основанія,—такъ, сколько бы кто ни сдѣлалъ добра, безъ сми¬
ренномудрія, погубитъ и испортитъ все. А смиренномудріе разу¬
. мѣю не то, что на словахъ и на языкѣ, а то, что въ сердцѣ, отъ
души, въ совѣсти,—что видѣть можетъ одинъ Богъ. Эта добро¬
дѣтель, одна и сама по себѣ достаточна къ умилостивленію Бога,
что и доказалъ мытарь. Не имѣя ничего добраго и не могши по¬
хвалиться хорошими дѣлами, онъ сказалъ только: буди милостивъ
мнѣ грѣшнику (Лук. хѵш, 12)—и вышелъ праведнѣе фарисея;
между тѣмъ это были слова еще не смиренномудрія, но искрен¬
няго сознанія. Смиренномудріе состоитъ въ томъ, когда человѣкъ,
признавая въ себѣ великія совершенства, нисколько не мечтаетъ
о себѣ; а сознаніе — въ томъ, когда человѣкъ, будучи грѣшни¬
комъ, самъ исповѣдуетъ это. Если же не сознавшій въ себѣ ци-
чего добраго, исповѣдавъ то, чѣмъ онъ былъ, такъ преклонилъ
Бога на милость,—то какимъ дерзновеніемъ будутъ пользоваться
тѣ, которые могли бы указать на множество своихъ добродѣтелей
скрываютъ однакожъ таковыя, и ставятъ себя въ числѣ послѣд¬
нихъ? Такъ-то сдѣлалъ и Павелъ: будучи первымъ изъ всѣхъ пра- іо&
водниковъ, онъ называлъ себя первымъ изъ грѣшниковъ (1 Тим.
і, іб); и не только называлъ себя такъ, но и былъ убѣжеднъ въ іо» иадАЯД сшв. дтх. академіи.