Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОРИЦАНІЕ НЕ БЫВШИХЪ ВЪ ЦЕРКВИ. 145 богатство, или власть, или силу краснорѣчія, то унизишь ея
славу, потопу что не дашь проявиться всему блеску ея, но раз¬
дробишь славу ея на многія части; напротивъ, если предоста¬
вишь ей дѣйствовать самой по себѣ, устранивъ все человѣческое,
тогда вѣрно выкажется вся красота ея, тогда ясно просіяетъ не¬
одолимая сила, когда т. е., не воспользовавшись пи богатствомъ,
ни мудростію, ни властію, ни знатностію рода, ни другими чело¬
вѣческими пособіями, она побѣдитъ и преодолѣетъ все,—когда
чрезъ людей ничтожныхъ, низкихъ, неимущихъ, бѣдныхъ и пе-
ученыхъ одолѣетъ и нечестивыхъ риторовъ, и философовъ, и
тирановъ, и всю вселенную. Потому Павелъ и говорилъ: пріидохъ не по превосходному сло-
веси, возвѣщая вамъ свидѣтельство Божіе (1 Кор. и, 1), и: буяя міра
гидра Богъ, да премудрыя посрамитъ (—і, 27). Сказалъ не просто:
буяя, но: буяя міра; а конечно, безумное міра не есть безумное и
предъ Богомъ, напротивъ, многіе изъ кажущихся здѣсь (въ мірѣ)
безумными предъ Богомъ умнѣе всѣхъ другихъ, точно такъ, какъ
и многіе изъ живущихъ здѣсь въ бѣдности предъ Богомъ богаче
всѣхъ. Такъ и Лазарь въ мірѣ былъ бѣднѣе всѣхъ, а на небѣ
сталъ всѣхъ богаче. Итакъ, безумными міра (Павелъ) называетъ
тѣхъ, которые не имѣютъ изощреннаго языка, не обладаютъ свѣт¬
скою ученостію, лишены краснорѣчія. И этихъ-то людей избра,
говоритъ, Богъ, да премудрыя посрамитъ. Какъ же, скажи мнѣ, эти
посрамляются чрезъ тѣхъ? На дѣлѣ. Когда вдову, сидящую у
воротъ и просящую милостыни, а часто и увѣчную, спросишь о
безсмертіи души, о воскресеніи тѣлъ, о промыслѣ Божіемъ, о
наградахъ по заслугамъ, о тамошнемъ отчетѣ, о страшномъ су¬
дилищѣ, объ уготованномъ добродѣтельнымъ блаженствѣ, объ
угрожающихъ грѣшникамъ наказаніяхъ, и обо всемъ прочемъ, и
она отвѣтитъ съ точностію и полною увѣренностію; а философъ
и тотъ, кто много хвастаетъ прическою волосъ и тростію, послѣ
многихъ и долгихъ курсовъ ученія, послѣ многихъ и напряжен- і&в
ныхъ занятій, не можетъ и заикнуться, не смѣетъ и рта раскрыть
объ этихъ предметахъ: тогда хорошо узнаешь, какъ буяя міра
избра Богъ, да премудрыя посрамитъ. Чего эти мудрые по гордости
н высокомѣрію не могли найти,—потому что уклонились отъ уче¬
нія Духа, и совершенно предались своимъ умствованіямъ,—то са¬
мые бѣдные и презрѣнные люди, .лишенные всякаго мірского
образованія, узнали съ совершенною точностію,—потому что довѣ¬
рились небесному наставленію. Но (апостолъ) не останавливается
на этомъ въ осужденіи мірской мудрости; нѣтъ, онъ прибавляетъ
еще другое, сильнѣйшее осужденіе, говоря: премудрость міра сего
буйство у Бога есть (1 Кор. ш, 19), и, преподавая слушателямъ ТЖОРВИІЯ ов. ЮДИНА ИЛАТОУСТАРО. 10