Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
144 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. жетъ быть въ союзѣ съ другими. Это самое случилось тогда съ
коринѳянами: они стали спорить между собою, разсѣкли церковь
на множество частей, поставили себѣ много другихъ (кромѣ
Павла) учителей, и, раздѣлившись на общины и особыя братства,
нанесли вредъ достоинству церкви, потому что достоинство церкви
поддерживается тѣмъ, когда составляющіе ее соблюдаютъ между
собою связь, (какая должна быть между членами) тѣла. 5. Надобно, впрочемъ, показать вамъ и то, что коринѳяне
впервые услышали проповѣдь отъ Павла, что они обогащены
' были духовными дарами, что обладали и мірскими выгодами, и
что, возгордившись этими вйгодаыи, раздѣлились между собою,
и одни изъ нихъ перешли на сторону однихъ, а другіе—на сто¬
рону другихъ (учителей). Итакъ, для удостовѣренія, что они впер¬
вые услышали ученіе отъ Павла, послушай, какъ самъ Павелъ
указалъ на это. Аще бо, говоритъ онъ, и многи пѣстуны имате о
Христѣ Іисусѣ, но не многи отцы: о Христѣ бо Іисусѣ благовѣ¬
ствованіемъ азъ вы родихъ (1 Кор. іѵ, 15). А кто родилъ, тотъ пер¬
вый выводитъ на свѣтъ рожденнаго. И опять: азъ насадихъ, Апол¬
лонъ напои (ш, 6); здѣсь показываетъ, что онъ первый посѣялъ
ученіе (между коринѳянами). А что они богаты были духовными
дарами, видно вотъ изъ чего: благодарю Бога моего о благодати
Божіей, даннѣй вамъ о Христѣ Іисусѣ: яко во всемъ обогатистеся
о Немъ, яко вамъ не лишитися ни во единомъ дарованіи (—і, 4, 5).
152 Потомъ, что они обладали внѣшнею мудростію, это показалъ намъ
(Павелъ) тѣми многими и пространными словами, которыя онъ
направляетъ противъ этой мудрости. Въ другомъ посланіи онъ
нигдѣ не дѣлалъ этого, а здѣсь *) сильно осуждалъ (внѣшнюю
мудрость), и—весьма справедливо. Такъ какъ отъ нея произошла
опухоль, то надъ нею (Павелъ) употребилъ и рѣзаніе, говоря
такъ: не посла мене Христосъ крестити, но благовѣстите: не въ пре¬
мудрости слова, да не испразднится крестъ Христовъ (—і, 17). Смотри,
какое обвиненіе противъ внѣшней мудрости: она не только не со¬
дѣйствуетъ благочестію, но еще бываетъ помѣхою и препятствіемъ.
Какъ прекрасныя тѣла и благовидныя и красивыя лица, если по¬
лучать какое-либо стороннее украшеніе, утрачиваютъ славу соб¬
ственной красоты, потому что честь этой славы похищаютъ себѣ
румяны, притиранья и другія прикрасы; если же не употребишь
на нихъ ничего посторонняго, то гораздо лучше выкажешь кра¬
соту ихъ, когда одинъ видъ ихъ самъ собою будетъ дѣйствовать
и пользоваться вполнѣ удивленіемъ: такъ бываетъ п съ вѣрою—
этою духовною невѣстою. Если придашь ей что-либо внѣшнее,— ^ ‘) т. ѳ. въ нервомъ посланіи къ Коринѳянамъ.