Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОРИЦАПІВ НВ БЫВШИХЪ ВЪ ЦЕРКВИ. 143 званъ и что Павелъ хотѣлъ внушить намъ этимъ словомъ. Что
же онъ хочетъ внушить намъ, называя себя призваннымъ? То,
что онъ не самъ первый пришелъ къ Господу, но послушался,
бывъ призванъ; не самъ искалъ и нашелъ, но найденъ, когда
блуждалъ; не самъ первый воззрѣлъ на свѣтъ, но свѣтъ (небесный)
пролилъ свои лучи на его взоръ, и, ослѣпивъ ему плотскіе глаза,
потомъ открылъ внутренніе. Итакъ, онъ называетъ себя призван¬
нымъ, желая вразумить насъ, что онъ всѣ свои добрыя дѣла при¬
писываетъ не себѣ, но призвавшему его Богу. Кто отворилъ мнѣ,
говоритъ онъ, ворота на арену и открылъ поле для борьбы, тотъ—
виновникъ и вѣнцовъ; кто сдѣлалъ начало и посадилъ корень,
тотъ далъ мнѣ и возможность произрастить впослѣдствіи плоды.
Поэтому онъ и въ другомъ мѣстѣ, сказавъ: паче всѣхъ по¬
трудится, прибавилъ: не азъ же, но благодать, яже со мною (1 Кор.
хѵ, 10). Итакъ, слово: званъ означаетъ не другое что, какъ то, что ш
Павелъ не усвоялъ себѣ ни одного изъ своихъ подвиговъ, но всѣ
приписывалъ Господу Богу. Это и Христосъ внушалъ учени¬
камъ, говоря: не вы Мене избрасте, но Азъ избрать васъ (Іоан, хѵ, 16). На это же самое и апостолъ указываетъ въ томъ же посла¬
нія, говоря: тогдаже познаю, якоже и познанъ бытъ (1 Кор. хт, 12);
теперь, то есть, не я первый позналъ, но самъ напередъ былъ
познанъ, потому что, когда онъ гналъ и опустошалъ церковь, тогда
призвалъ его Христосъ, сказавъ: Савле, Савле, чтб мя гониши
(Дѣян, іх, 4)? Вотъ, почему онъ называетъ себя призваннымъ. А почему онъ такъ написалъ къ коринѳянамъ? Коринфъ—глав¬
ный городъ Ахаіи, и былъ богатъ духовными дарами, чему и
надлежало быть такъ, потому что онъ впервые *) услышалъ про¬
повѣдь отъ Павла. Какъ виноградникъ, обработанный искуснымъ
и рачительнымъ земледѣльцемъ, изобилуетъ листьями и всегда
обремененъ бываетъ множествомъ плодовъ, такъ и этотъ городъ,
впервые воспользовавшись учепіемъ Павла, какъ бы обработкою
искуснаго земледѣльца, и долгое время наслаждаясь его мудро¬
стію, украсился всѣми благами. Въ немъ не только было обиліе
духовныхъ даровъ, но и великій избытокъ мірскихъ благъ, ио-
томучто онъ превосходилъ другія города и внѣшнею ученостію,
п богатствомъ, и могуществомъ. Эти-то блага и надмили его гор¬
достію, а чрезъ гордость раздѣлили на разныя части. Таково свойство гордости: она расторгаетъ союзъ любви, отдѣ¬
ляетъ людей другъ отъ друга, и всякаго, кѣмъ она обладаетъ,
заставляетъ жить особо отъ прочихъ. Какъ стѣна, раздувшись,
разрушаетъ зданіе, такъ и душа, надмившись гордостію, не мо- •; Си. Д*чя. хѵііі, 1, 8—11; 1 Кор. i, 14 -17; и, 1. 3, ш, 6, 10. '