Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
112 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОТОТАГО. былъ въ скорбяхъ, въ тѣснотахъ, въ побояхъ, въ темницахъ, въ
глубинѣ (морской) день и ночь (2 Кор. хі, 28—"28), какъ онъ вос¬
хищенъ былъ на третіе небо, слышалъ въ раю неизреченныя
слова (хп, 2—4), представляю себѣ это избранное орудіе, невѣсто¬
водителя Христова, который желалъ бы санъ отлученъ быть отъ
Христа за братьевъ своихъ (Рим. и, 3). Точно какъ будто какая
золотая цѣпь, открывается уму внимательныхъ рядъ подвиговъ
(святого) при воспоминаніи объ его имени. А отъ этого бываетъ 150 намъ немалая польза. • 4. Можно бы еще и болѣе сказать объ имени (Павла), но, чтобы намъ коснуться и второго слова, прекратимъ здѣсь разсмотрѣніе
имени, и перейдемъ теперь къ этому слову. Какъ имя: Павелъ
доставило намъ великое богатство, такъ и слово: званъ, если только
рѣшимся мы изслѣдовать его съ надлежащимъ усердіемъ, дастъ
намъ такой же, или еще и обильнѣйшій, предметъ для созерцанія.
Въ самомъ дѣлѣ, какъ вынувшій изъ какого-либо украшенія или
діадемы царской одинъ только камень, можетъ, продавши этотъ
драгоцѣнный камень, и купить великолѣпные домни дорогія поля,
толпы слугъ и множество .другихъ предметовъ,—такъ и въ отно¬
шеніи словъ Божіихъ, если захочешь изъяснить смыслъ одного
реченія, оно доставитъ тебѣ великое духовное богатство, не тѣмъ,
чтобы принесло доны, или слугъ, или десятины земли, но тѣмъ,
что возбудитъ души внимательныхъ къ благочестію и любомудрію.
Вотъ и это самое слово: званъ, смотри, къ какой ведетъ насъ
исторіи духовныхъ дѣлъ. Впрочемъ, должно прежде узнать, что
такое значитъ это званъ, а потомъ разсмотрѣть, для чего (Павелъ)
такъ написалъ въ посланіяхъ только къ Коринѳянамъ и Римля¬
намъ, а ни къ кому другому: не безъ причины же и не безъ осно¬
ванія онъ дѣлаетъ это. Если и мы не безъ разбора дѣлаемъ над¬
писи своихъ писемъ, но, посылая письмо къ низшимъ, пишемъ:
такой-то такому-то; а когда посылаемъ къ равнымъ, то получаю¬
щаго письмо называемъ въ надписи и господиномъ; когда же
пишемъ къ гораздо высшимъ по достоинству, то прибавляемъ
множество и другихъ наименованій, выражающихъ глубокое поч¬
теніе,—если п мы наблюдаемъ такую разборчивость, и не ко всѣмъ
пишемъ одинаково, но судя по различію лицъ, получающихъ
письма, употребляемъ такія или другія названія; то тѣмъ болѣе
Павелъ писалъ однимъ такъ, а другимъ иначе, не безъ причины
и не безъ основанія, но съ нѣкоторою духовною мудростію. Что
Павелъ ни въ одномъ изъ другимъ посланій не назвалъ себя, въ
самомъ вступленіи посланія, призваннымъ, это можемъ мы узнать,
пробѣжавъ самыя начала посланій. Остается намъ сказать, для
чего онъ сдѣлалъ это; только мы напередъ покажемъ, что значитъ