Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
140 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. аЛАТОУОТАГО. скорбію, съ такимъ же усиліемъ. Не мнѣ одному, но и вамъ На¬
велъ повелѣлъ заботиться о своихъ сочленахъ: утѣшайте, гово¬
ритъ онъ, другъ друга сими словами •), якоже и творите; и опять:
созидайте друіъ друга (1 Сол. ѵ, И). Велика награда пекущимся
о братьяхъ, и весьма велико наказаніе незаботящимся и небрегу¬
щимъ о ихъ спасеніи. 3. Поэтому я твердо надѣюсь и увѣренъ, что вы исполнить
слова мои съ великимъ усердіемъ, и потому прекращу здѣсь увѣ¬
щаніе, и постараюсь привести васъ къ трапезѣ Павловой. Павелъ
. званъ Апостолъ (1 Кор. i, 1). Это часто и ры слышали, и мы чи¬
тали: но слова (Писанія) должно не только прочитывать, но и
тпонимать, иначе не будетъ намъ никакой пользы отъ чтенія. Сокро
вшце, доколѣ ходятъ по нему, не показываетъ богатства; нѣтъ,
надобно напередъ раскопать его, спуститься внизъ, и такъ пайтп
все (сокрытое) богатство. Тоже и съ Писаніемъ: если не изслѣ¬
дуешь глубины его, то одно чтеніе не покажетъ сокровища заклю¬
чающихся (въ Писаніи) благъ. Если бы довольно было одного чтенія
то Филиппъ не сказалъ бы евнуху: убо разумѣвши ли, яже чтеши
(Дѣян, ѵш, 30)? Если бы довольно было чтенія, Христосъ не ска-
залъ-бы іудеямъ: испытайте Писанія (Іоан, ѵ, 39). А изслѣдующій
не останавливается на поверхности, но нисходитъ въ самую глу¬
бину. Вѣдь и въ самомъ вступленіи (посланія) вижу великое море
мыслей. Въ свѣтскихъ письмахъ привѣтствія бываютъ просто
только для изъявленія почтенія, а здѣсь не такъ; напротивъ, самое
начало исполнено великой мудрости, потому что не самъ Павелъ
говоритъ, но Христосъ движетъ его душою. Павелъ званъ. Это
слово Павелъ есть, конечно, одно только простое имя, но оно заклю¬
чаетъ въ себѣ такое сокровище мыслей, которое уже извѣстно
вамъ по опыту. Если вы помните, то знаете, что я цѣлые три дня
говорилъ только объ этомъ имени, изъясняя причины, по кото¬
рымъ прежде называемый Савлъ послѣ названъ Павломъ, также
для чего онъ не принялъ это имя тотчасъ по обращеніи къ вѣрѣ,
но долго еще носилъ то (имя), которое сначала дали ему родители.
При этомъ изслѣдованіи мы открыли великую премудрость' и по-
печительность Божію и о насъ, и о святыхъ тѣхъ *). Если и люди
даютъ имена своимъ дѣтямъ не просто, но—то по отцѣ, то по дядѣ,
то по другимъ предкамъ,— тѣмъ болѣе Богъ далъ имена своимъ
рабамъ не просто и не безъ основанія, но съ великою мудростію.
Люди часто называютъ своихъ дѣтей именами умершихъ и въ
честь усопшихъ и въ отраду себѣ, находя въ такомъ названіи 11) ’Еѵ тоіс Xtfyoi; тобтоіс, этихъ словъ въ сдавявск. текстѣ нѣтъ.
*) т. е. которымъ Богъ перемѣнилъ имена.