Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКСѢДл НА ПРИТЧУ 0 ДОЛЖНВКѢ.

9

помышленіе челотчеспое исповѣстся Тебѣ? То есть, не коварно ли

π злонамѣренно говорилъ ты съ братомъ, нѳ хвалилъ ли ѳго
устамн іі языкомъ, а въ сердцѣ не пожелалъ ли зла и не позавидовалъ лп ему? На это же самое указывая, т. е. что мы подвергнемся суду не за одни дѣіа, но и за помыслы, Христосъ сказалъ: аже вощттъ па жену, ьо еже вожд&гѣти ея, уже любодѣй-

спшва съ пею м> сердцѣ свое.иъ (Матѳ. ѵ, 28). Хотя грѣхъ не вышелъ еще въ дѣло, а остается пока въ сердцѣ, но и при этомъ
не можетъ остаться безъ впны тотъ, кто смотріггь на красоту
женскую для того, чтобы возжечь похоть блудную. Итакъ, когда
услышішіь, что господшгь стязуется ο ьговеси съ раби сѳошіщ нѳ

проходп безъ вшіманія этого нзреченія, ыо представь себѣ людей
всякаго достоннства, всякаго возраста, обоихъ половъ, мужей и
женъ, подумай, каково тогда будетъ судиліпце, прппомни всѣ
грѣхіі свои. Хоть самъ тыπ забудешь свои престітіленія, но Богъ
нпкогда не забудетъ, и иредставитъ всѣ (грѣхи) предъ глаза
нашп, еслп только мы пе предупредіімъ загладить ІІХЪ теперь
покаяшемъ и исповѣдью и тѣмъ, ^гго никогда не будемъ злопамятствовать на блпяшяго. Для чего же Онъ дѣлаетъ этотъ разсчетъ? Не потому, чтобы Онъ не зналъ (какъ не знать Тому, Кто
зналъ всѣ вещи прежде ихъ бытія?), но для того, чтобы убѣднть
тебя—раба, что всѣмъ, чѣмъ іш долженъ ты, должепъ по правдЬ;
а лучше сказать, не для того, чтобы ты только узналъ, но чтобы
и ОЧИСТІІЛСЯ. Такъ и пророку для этого повелѣлъ Оігь говорить ο
грѣхахъ іудеевъ: ?лаголи, говоріггъ, бшаконія ихъ дому Іаковлю, η

грѣхи ихь дому Исраилепу (Ис. т<ѵш, 1), не для того, чтобы они
только услышаліі, но чтобы исиравплись. Наненшу же ему шязатися, приведоша ему единаго Ьолжпша пииою талантъ (Матѳ. хѵш,

34). Такъ, вотъ сколько ему было довѣрено, и столько-то онъ издерясалъ! Огромное количество долга! Но бѣда была пе въ этомъ
только, но и въ томъ еще, что онъ первый приведенъ былъ къ
господііну. Если бы привели его въ слѣдъ уже за многиші друГІІМИ исправными (должниками), не такъ было бы удіівитсльно то,
что господинъ не разгнѣвался: исправность вогаедшііхъ прежде
могла сдѣлать его болѣе снисходительнымъ къ послѣдующимъ за
нпіш ненсправнымъ. Но что введѳнный первымъ оказался нетісправнымъ, іі, не смотря на такую неисправность, иаиіелъ одпакояеъ господина человѣколюбивымъ, вотъ это особенно удігоіітельно и необычайно. Люди, когда найдутъ доляшиковъ, обрадуются такъ, какъ будто бы нашли добычу π ловъ, и дѣлаютъ
все, чтобы взыскать весь долгь; если же это не удается имъ по
бѣдности должниковъ, то они гнѣвъ свой изъ-за денегъ излігваютъ на бѣдное тѣло несчастныхъ: сѣк^ть и бьютъ его, и нано-